Счет был суров. И справедлив

Любому непредвзятому человеку сегодня совершенно очевидно, что празднование 60–летия нашей Великой Победы стало предметом ожесточенной политической борьбы.
Любому непредвзятому человеку сегодня совершенно очевидно, что празднование 60–летия нашей Великой Победы стало предметом ожесточенной политической борьбы. Каких только небылиц в последнее время не сочиняли разного рода очернители этого всемирного исторического события, стремясь исказить его подлинный смысл, извратить правду о том, что в действительности происходило весной 1945 года. Бесстыдству их воистину нет предела. Но, пожалуй, многих превзошел бывший московский мэр, профессор–экономист, именующий себя демократом, Гавриил Попов. В одной из молодежных газет он стал публиковать цикл статей о репарациях — возмещении ущерба, нанесенного Советскому Союзу нацистской Германией в период войны. Что ж, тема, вроде бы заслуживающая внимания, но как все это подается автором?

Пора перестать бить поклоны годам войны, заявляет Попов, — посмотрите–ка лучше, какую «добычу» взяли советские войска в 1945–м. И дальше пошло–поехало. Красную Армию, освобождавшую Европу от фашизма, автор изображает как орду варваров, грабивших и насиловавших мирных немцев. Он прямо–таки оплакивает напасти, которые обрушились тогда на Германию, совершенно умалчивая о том, кем были порождены эти напасти. Ведь за плечами наших солдат, пришедших на немецкую землю, остались тысячи сожженных сел и городов России, Украины, Белоруссии, миллионы загубленных гитлеровцами жизней мирных жителей — стариков, женщин, детей. Об этом незадачливый профессор–экономист предпочел забыть, умолчать. Но пережившие войну народы этого не забыли.

История не знала таких разрушений, такого варварства и бесчеловечности, какими был отмечен кровавый путь нацистов по советской земле. Ущерб от прямого уничтожения и разрушения материальных ценностей на территории СССР составил почти 41 процент потерь всех стран, участвовавших в войне. Советский Союз лишился 30 процентов своего национального богатства.

Огромные материальные потери понесла Белоруссия. В груды развалин превратили гитлеровцы 209 наших городов и районных центров, тысячи сел и деревень. 627 белорусских деревень разделили трагическую судьбу Хатыни. В Минске, Витебске, Могилеве, Полоцке, Гомеле, Орше, Жлобине, Борисове жилой фонд был уничтожен на 80 — 90 процентов. В городах и на селе осталось без крова около трех миллионов человек. Целые районы Белоруссии были уничтожены целиком, превращены в пустыню. Так, например, в Лельчицком районе из 6 тысяч домов уцелело всего 32, в Суражском из 8.670 — лишь 547. В Бегомле, Сураже, Освее, Лельчицах, Ленино осталось по 3 — 5 домов.

Было разрушено подавляющее большинство промышленных предприятий, вывезено или уничтожено 96 процентов энергетических мощностей, 90 процентов станочного и технологического оборудования, взорваны и уничтожены все крупные и средние мосты железных и шоссейных дорог, здания вокзалов, депо, железнодорожных мастерских и более 6 тысяч километров железнодорожных путей.

Глубоко подорванным оказалось сельское хозяйство. Полностью было уничтожено общественное животноводство колхозов и совхозов, 60 процентов крестьянских семей лишилось коров и свиней. Захватчики забили или вывезли в Германию почти 3 миллиона голов крупного скота, 2 миллиона 350 тысяч свиней, захватили 1 миллион 220 тысяч тонн запасов зерна. Были разрушены все существовавшие тогда машинно–тракторные станции, разграблено огромное количество сельскохозяйственного инвентаря, в результате чего посевные площади сократились до 40 процентов от довоенного уровня.

Варварскому опустошению, а затем во многих случаях и полному уничтожению подверглись Академия наук с ее институтами и лабораториями, высшие учебные заведения, библиотеки, театры, музеи, Государственная картинная галерея, многие памятники архитектуры.

В Гомеле, например, фашисты сожгли знаменитый дворец Паскевичей, в Витебске превратили в огневую точку Благовещенскую церковь Х столетия, в Могилеве изуродовали храм Богоявленского братства, превратили в руины городскую ратушу. В Полоцке от захватчиков сильно пострадали древний Софийский собор, другие архитектурные комплексы. Это же произошло и в Минске, многих других городах.

Генеральный комиссар Белоруссии Вильгельм Кубе, тот самый, которого некоторые писатели и журналисты теперь пытаются представить этаким добряком и радетелем за белорусский народ, в интервью газете «Дойче цайтунг им Остланд» недвусмысленно заявил: «Нет необходимости восстанавливать города, так как город портит белорутина...»

Так называли белорусов гитлеровцы. Стремясь вытравить из сознания белорусского народа веками сложившееся понятие о кровном родстве с русским народом, они пошли даже на то, что переименовали Белоруссию в Белорутению, а белорусов — в белорутинов. Вот ведь как!

Нельзя не вспомнить здесь и о повсеместном разграблении наших библиотек. Сотрудники немецкого генерального комиссариата и специальные уполномоченные «штаба Розенберга» — шеф по культуре доктор Сивица, доктора Рахель, Кох, Мюллер, Мах вывезли в Германию сотни тысяч книг национальной библиотеки, библиотеки Академии наук, Белорусского государственного университета, других высших учебных заведений, в том числе множество особо ценных старопечатных изданий.

В последнее время некоторые историки стали утверждать, будто бы гитлеровцы повсеместно проводили лояльную церковную политику. Но вот о чем свидетельствуют лишь некоторые факты, приводившиеся в документах чрезвычайных комиссий по расследованию преступлений и злодеяний немецко–фашистских захватчиков. В Брестской области немцы разрушили 35 церквей и 3 костела, не говоря уже обо всех существовавших здесь синагогах. Много церквей было разрушено и разграблено ими и в других местах, в частности на Гомельщине и Витебщине. Два православных храма фашисты сожгли в Вилейке.

Да и священнослужителей гитлеровцы не щадили. В Лоеве после мучительных пыток расстреляли священника Павла Щербу, в Стрешине зверски избили возле церкви священника Алексея Васильева. Он избежал смерти лишь бегством к партизанам. Зимой 1944 года немцы убили 72–летнего протоиерея нарочской церкви Павла Сосновского вместе с одиннадцатилетним мальчиком, который помогал ему во время службы. Приблизительно в это же время был убит вместе с женой и детьми священник церкви деревни Слобода под Вилейкой Александр Новик.

Еще перед началом войны против СССР Гитлер заявил: «Солдаты! Я освобождаю вас от такой химеры, как совесть! Убивайте, грабьте, жгите!» И, как известно, гитлеровские молодчики усердно принялись выполнять это предписание фюрера. Они подвергли наш народ невиданным в истории мучениям и страданиям, последовательно проводили массовые уничтожения мирного населения, расстреливали, вешали, сжигали заживо невинных людей, истребляли их в специально оборудованных газовых камерах — «душегубках». От рук палачей погибли миллионы людей, каждый третий из тех, кто был тогда в Белоруссии.

В систему было возведено и ограбление населения. В Национальном архиве Республики Беларусь хранится протокол допроса Генриха Гупе, бывшего заместителя командира взвода штабной роты 530–го пехотного полка 299–й немецкой пехотной дивизии, дислоцировавшейся в Гомеле. Вот что он рассказывал об известных ему случаях грабежей:

«Офицеры не только не запрещали грабить имущество мирных граждан, но и поощряли этот грабеж. Так, например, командир нашей роты оберлейтенант Дорниден в присутствии меня, лейтенанта Аренда, фельдфебеля Тюммеля заявил, что он ничего не будет иметь против, если солдаты пошлют по несколько посылок в Германию. Этот разговор произошел потому, что один солдат из нашей роты, Гуппах, в один день послал 6 посылок своей семье. Эта точка зрения оберлейтенанта Дорнидена была известна солдатам нашей роты. Перечислить все случаи грабежа имущества невозможно, так как это было системой».

Имеется и множество других свидетельств о массовых ограблениях населения.

Грабили, жгли и разоряли немцы повсюду: и в России, и в Украине, и в других местах. Но почему–то не хочет напоминать об этом своим читателям Гавриил Попов. Неужели никогда не слышал и не читал о преступлениях немецко–фашистских захватчиков? И слышал, и читал, но предпочел не замечать их. Почему? Потому что изначально ставил перед собой задачу сочинить пасквиль и предложить его молодежи, слабо знающей историю. Смотрите, мол, чем занимались ваши деды–победители. Затея эта у него провалилась. На выступления Попова обрушился такой шквал читательского негодования, что редакция была вынуждена прервать публикацию его статей.

А теперь цифры. Материальные издержки СССР в войне составили 2 триллиона 469 миллиардов рублей. Урон, нанесенный войной экономике СССР, в стоимостном выражении в 20 раз превышал национальный доход страны в 1940 году.

Прямой ущерб, причиненный немецкими захватчиками народному хозяйству Белоруссии, составил, по учетным данным, 75 миллиардов рублей в довоенных ценах.

Возможно, эти колоссальные суммы, выражающие потери СССР и Белоруссии, будут более убедительными, если их выразить через эквивалент национальной денежной единицы США. Ведь известно, что по официальному курсу валют 1940 года американский доллар равнялся 5,3 советского рубля.

Да, нам пришлось после войны демонтировать часть заводов поверженной Германии для того, чтобы хотя бы небольшой толикой возместить тот громадный ущерб, который был нанесен советской экономике войной, развязанной гитлеровцами. Мы были вынуждены это сделать не только потому, что потеряли в период войны большое количество заводских помещений и станков, но и потому — и это важнее всего! — потеряли на войне самую активную, самую квалифицированную часть населения, а на чью–либо экономическую помощь рассчитывать не могли. Все приходилось возрождать, восстанавливать своими руками порушенное врагом. И ни у кого, наверное, кроме «либеральных лицемеров» да еще конъюнктурщиков из Прибалтики, которые пытаются реабилитировать своих эсэсовцев, не вызывает сомнений справедливость этого. Ведь в конце концов те, кто развязал кровавую бойню, должны отвечать за содеянное, чтобы в веках никому и в голову не пришло больше творить подобное.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter