«Жизнь поменялась в лучшую сторону»: продолжение истории «египетских детей» Кати и Матвея, потерявших маму в далекой Хургаде

Счастья вам в дом!

Год назад вся страна, затаив дыхание, следила за развитием тревожных событий, в эпицентре которых оказались двое маленьких детей — Катя и Матвей Бондаревы. Их мама неожиданно умерла от сердечного приступа в далекой Хургаде, их единственный попечитель отказался ехать за ними за тридевять земель, и малыши остались в чужой стране совершенно одни. Чужие лица, незнакомые дома слились для них в один ужасный хоровод... Возвращение домой было долгим. Но история мытарств малышей закончилась благополучно — в Гродно нашлись люди, готовые стать им новыми мамой и папой. И по возвращении домой дети обрели новую семью. За последнее время здесь произошло много событий. Хотите узнать о них подробнее? 

 Матвей, как настоящий мужчина, всегда оберегает сестру Катю.

Долги большие, а плечи маленькие

Недетская история маленьких гродненцев еще не закончилась. Нестандартная ситуация, ставшая достоянием общественности, началась с трагедии — белоруска Ольга Чернецкая вышла в Египте замуж и внезапно умерла через 1,5 месяца после свадьбы, оставив двоих детей от прежнего брака. Прецедентов таких до этого в стране не случалось.  Было много сочувствующих, в том числе из числа родственников и друзей Ольги Чернецкой, но никто не взял на себя ответственность и материальные расходы, связанные с возвращением ее детей на родину. В итоге средствами помог Гродненский горисполком. А за ребятами в жаркую Хургаду вылетела начальник отдела образования администрации Октябрьского района Елена Адамович:

— До сих пор вспоминаю те дни. Очень боялась за детей. Было совершенно непонятно, почему нам не хотят их отдавать, ведь они там никому не нужны. Потом, когда их все-таки привезли, казалось, что кто-нибудь выскочит из-за угла и заберет их обратно. Все-таки чужая страна, чужие законы. Спокойно выдохнуть мне удалось, когда мы все вместе сели в самолет и его шасси оторвалось от взлетной полосы. 

— Так что все-таки осталось детям от имущества матери? — задаю волнующий всех вопрос «крестной маме» ребят.

Через два месяца после возвращения Кати и Матвея в Гродно на их имя пришел перевод в две тысячи долларов. Деньги поступили от неизвестного лица. Орфи-муж Ахмед занимался продажей квартир, но деньги прислал не он. Везде есть порядочные люди. Это не зависит от страны проживания и вероисповедания. Но это все, что досталось детям. Чтобы добиться получения доли наследства, необходимо ехать в Египет и решать вопросы в судебном порядке. Кто этим будет заниматься?

В Гродно нашлись люди, готовые стать им новыми мамой и папой. И по возвращении домой дети обрели новую семью.

Оказалось, Ольга Чернецкая заняла достаточно крупные суммы денег. Всего к Матвею и Екатерине Бондаревым как к наследникам предъявлено 9 исковых заявлений о взыскании задолженности. В основном от частных транспортных фирм. 

С несовершеннолетних в пользу этих предприятий уже взыскано 67 тысяч рублей, — продолжает Елена Вацлавовна. — Знаете, поначалу не хотела озвучивать в газете эту проблему, но мне хочется, чтобы этим людям попросту стало стыдно за свои поступки. Кому-то умершая мама была должна тысячу рублей, кому-то пятьсот долларов, кому-то больше. Но это не те деньги, которые могут разорить фирму или серьезно пошатнуть ее финансовое состояние. Перед тем как подавать судебный иск, не лишним было бы вспомнить, что дети остались в чужой стране практически в том, что на них было надето. 

Сразу вспомнилась акция, которую организовала «Р», чтобы купить малышам зимнюю одежду и предметы первой необходимости, ведь в зимнюю Беларусь они прилетели без багажа. Нужно было просто снять трубку, набрать нужный номер и попросить о помощи. Многие бизнесмены откликнулись и внесли свой вклад, чтобы устроить детям новогоднюю сказку. Матвей тогда долго не выпускал из рук белоснежного робота и не хотел снимать новые перчатки, а Катя день за днем прижимала к груди большую куклу. В этом свете особенно грустно слышать о долгах, что легли на плечи ребятишек. Они, безусловно, о них ничего не знают. 

Немного спасает положение тот факт, что не только мама Кати и Матвея была должна деньги. Нам удалось отыскать фирмы, которые не рассчитались с ней самой. В итоге удалось вернуть 1,5 миллиона российских рублей. Это немалая сумма, из нее и были выплачены те самые 67 тысяч белорусских рублей. Остальные средства пока лежат на специальном счете. Но вот думаю, что недвижимость за границей так и останется «мертвым» активом. Она уже  находится в управлении у людей, которые не имеют никакого отношения ни к Ольге Чернецкой, ни к ее детям. Никто из прежних родственников не интересуется их судьбой. 

Пять плюс шесть равно одиннадцать 

В августе семья Никитиных, где год назад так радушно приняли Катю и Матвея, переселилась в новый двухэтажный дом в районе нового микрорайона Ольшанка. Как образно выразился глава большого семейства Александр Никитин, дети ждали переезда, как солдат дембеля. Начался совершенно новый этап их жизни. Начнем, пожалуй, с того, что теперь здесь живут не пятеро, а одиннадцать девочек и мальчиков. Младшей Полине — всего 4 года, старшей Лизе — 16 лет. Вот они все за огромным столом. 

 Практически каждый месяц в семье Никитиных празднуют чей-то день рождения.

— Всегда мечтала иметь такой, — встречает гостей многодетная мама Татьяна.

— Как же вы решились на столь ответственный шаг?

Если Катю и Матвея мы решили взять в свою семью, как только узнали об их беде, то к этому последнему шагу мы с мужем шли долго, — отвечает хозяйка дома. — Каждый где-то в душе примерял на себя эту роль, но в последний момент отодвигал на потом. Летом узнали, что дом семейного типа, который сдали в прошлом году, опустел. Родители развелись, а приемных детей отправили в детский дом. Решили забрать сразу всех шестерых. 

— Прошло почти полгода, — подсчитываю в уме время. — Не жалеете?

Поначалу было трудно, — признается Татьяна. — Все дети очень разные. Но постепенно к каждому нашли подход. Сегодня волнуемся только за самую младшую Полину — в раннем детстве ее били родители, и ребенок до сих пор не может оправиться от психологической травмы. Когда муж берет других детей на руки и, играя, подбрасывает их вверх — она боится. 

Весь день Татьяны расписан по часам. Утром, после завтрака, она больше двух часов развозит детей по детским садам и школам, которые находятся в разных частях города. Потом столько же времени уходит на то, чтобы собрать их всех снова. В промежутках между поездками готовит обед и, по возможности, ужин. Усталость есть, но она всегда приятная.  

Мама Татьяна Никитина сама воспитывалась в детском доме. Она знает, что такое государственное учреждение. А в ее дом дети бегут с радостью. 

— Как изменилась ваша жизнь? — интересуюсь у папы. 

В лучшую сторону, — скромно отвечает Александр. — Очень нравится просторный дом. Многое пришлось подделать, усовершенствовать. Места всем хватает. Когда заселялись, посадили вокруг туи. Весной планируем сделать альпийскую горку. У нас замечательные соседи. То малины нам принесут, то яблок. А главное, никто не жалуется, что дети шумят, как это было, когда жили в квартире. Здесь они могут бегать, никому не мешая. 

Первой нашей ошибкой было то, что мы сразу все взяли на себя, — продолжает мысль мужа Татьяна. — Потихоньку начали приучать помогать. Старшие ходят в магазин, младшие выполняют более мелкие поручения по дому. Недавно, кстати, мы стали финалистами областного конкурса профессионального мастерства «Планета семья». Буквально за неделю подготовили музыкальный номер. Просто каждый из наших детей талантлив по-своему. 

Практически каждый месяц в семье Никитиных празднуют чей-то день рождения. Для именинника накрывают сладкий стол. Вот и сейчас после чая дети включили в гостиной музыку и устроили вечернюю дискотеку. Пока взрослые заняты разговорами, можно немного пошалить. 

Елена Адамович, не выпускающая из виду своих подопечных Катю и Матвея, отмечает, что Никитины — редкая семья. И это не пустые слова. По долгу службы ей приходится часто беседовать с предполагаемыми кандидатами на роль приемных родителей. В ряде случаев люди ищут материальную выгоду, а здесь все по-другому. И папина зарплата, и бабушкина пенсия, и детские пособия уходят на обустройство дома, питание и обновки для малышей. Катя и Матвей — полноправные члены большой и дружной семьи. И они здесь навсегда. 

kondratsieva@sb.by

Фото Леонида ЩЕГЛОВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter