Счастливый билет

Совсем недавно школьники ликовали — школа окончена!..

Совсем недавно школьники ликовали — школа окончена! Нарядные, они бродили по улицам, носились на арендованных кабриолетах, сигналили. Встретили рассвет, обнялись и сразу стали грустными. Школьные экзамены сданы — аттестат о среднем образовании получен. Впереди замаячили, с каждым днем становясь все более отчетливыми, контуры будущих тестов и испытаний для поступления в высшие учебные заведения. Думаю, нет ни одного человека, который хоть раз в жизни не сталкивался бы с экзаменами. Ведь «мы все учились понемногу...».


Мы помним чудные мгновенья


У художника Ильи Репина есть картина. На ней молодой Александр Пушкин сдает экзамен по русской словесности в Царскосельском лицее. Экзаменаторы в парадных мундирах, при орденах, за огромным столом, застеленным алым бархатом, нарядные гости в креслах и молодой Пушкин со вскинутой правой рукой, а в левой, опущенной, странички со стихами... Это о том экзамене Александр Сергеевич впоследствии напишет крылатое «старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил...».


Мне, впрочем, попалось и другое воспоминание современника о приезде старика Державина в знаменитый Царскосельский лицей. Будто бы как–то зимой к нему подъехала карета, откуда с трудом выбрался старенький и тщедушный поэт Гавриил Державин — он же бывший министр юстиции — в тяжелой шубе, накинутой на плечи. К великому поэту подлетел молодой лицеист, балующийся стихами, Дельвиг, чтобы преклонить колено и поцеловать руку. Хотел что–то восторженное пролепетать, но старик Державин нетерпеливо осадил его самым прозаическим вопросом: «Братец, а где тут у вас нужник?»


Все знают, что если к экзамену 40 билетов, а успел выучить только 39, то обязательно попадется единственный невыученный. Известно и другое. Можно выучить один из 40 билетов — его и вытянуть... Вообще, о чудесах, случающихся на экзаменах, ходят многочисленные анекдоты, байки, «правдивые» истории, в которые с трудом можно поверить. У каждого таких историй не одна и не две. Расскажу свою. Сдавал я в институте такой занятный предмет, как история партии. Преподаватель был мужчиной строгим, считавшим свою дисциплину невероятно важной и нужной. А мы, молодые художники, в этом сильно сомневались.
Преподаватель был знаменит своими «крылатыми фразами», которые он выдавал на лекциях. Мы же эти фразы записывали и беззастенчиво хохотали на всю аудиторию. Вот один из перлов преподавателя кафедры марксизма–ленинизма, связанный со штурмом Красной Армией Перекопа: «Красноармейцы смело шли через Сиваш. Мочились, но упорно шли к победе».


Я громко смеялся на лекции, а на экзамене понял, что за смех придется отвечать по всей строгости. К экзамену я подготовился. На все вопросы отвечал толково. Видел, как преподаватель злится и не находит, к чему придраться. Наконец, он задумался и, мрачно глядя в стол, отчеканил каверзный вопрос: «Назовите участников первого съезда РСДРП, всех! Ну что, теперь не до смеха? Ха–ха!» Даже члены комиссии напряглись и скривились, понимая, что мне — капут.


Но Бог есть! Накануне меня застал в городе проливной весенний дождь с громом и молнией. Не найдя лучшего места, я укрылся в домике I съезда РСДРП. Делать было нечего, и я рассматривал экспозицию, читал подписи под фотографиями. Вот и начал медленно вспоминать фамилии делегатов. Мало того, еще и добавлял, кто в чем был одет, описывал кепки и шляпы. На пятой фамилии члены комиссии принялись потирать руки и хихикать, поглядывая на побледневшего «препода». Скрепя сердце он поставил «четверку», и мне показалось, что беззвучно выругался, как красноармеец, ступивший в холодную воду Сиваша...


По всей строгости


Это мои субъективные воспоминания и рассуждения об экзаменах. А вот что думает профессионал — заведующий кафедрой высшей математики Белорусского государственного аграрно–технического университета Александр Тиунчик. Он принял не одну тысячу экзаменов и знает о них куда больше, чем я.


— Экзамены вошли в практику практически с самого начала создания специальных учебных заведений, то есть с петровских времен. Этот процесс проходил торжественно и очень строго. Известен случай, когда ученика отчислили из гимназии за то, что он на уроке «пожал плечами и улыбнулся, выразив тем самым свое недоумение». Гимназисты обязаны были носить полувоенную форму даже во внеучебное время. Им нельзя было выходить на улицу после 7 часов вечера. Запрещалось посещение развлекательных мероприятий, причем речь шла не только о балах или вечерах, но и о посещении театров. Полувоенная форма предписывалась и студентам.


— Всем известно, что экзамены сдают дети, а валерьянку и другие успокоительные пьют родители. Взрослые сегодня, мне так кажется, волнуются больше.


— Родители всегда волновались. Раньше даже в гимназию желающих поступить было больше, чем мест. В семье очень переживали: поступающим на счастье надевали на шею ладанку, крестили перед входом в класс, плакали, если ребенок получал «тройку», — с такой оценкой поступить было нельзя.


Но наиболее торжественной была обстановка при сдаче выпускных экзаменов. Вот как описывает это очевидец: «Расписание выпускных экзаменов составлялось так, что промежутки были в два–три дня. В эти дни гимназисты много занимались, иногда не спали ночами. Готовились обыкновенно маленькими группами у кого–нибудь на дому, потому что даже во время передышки разговоры вертелись около того предмета, к которому готовились. Настроение было приподнятое, все понимали ответственность, экзамены были строгие, подсказка и списывание совершенно исключались. Сначала шли письменные экзамены по математике, русскому, латыни; задания присылались из округа в запечатанных конвертах, которые вскрывались экзаменационной комиссией перед самым экзаменом. У кого были мундиры, те приходили в них».


— Я понимаю, что многое из прошлого перешло и в наше время. Интересно, удавалось ли нашим предкам обманывать строгих экзаменаторов?


— В экзаменационном зале у торцовой стены стоял длинный стол под зеленым сукном, а по всему залу были расставлены парты, для каждого отдельная. Между партами — дистанция (около 4 аршин), которая исключала всякую возможность подсказать или переписать, не говоря уж о том, что во время письменных экзаменов между партами все время прохаживались учителя, которые наблюдали за порядком. Каждому под расписку выдавалось два листа с печатью и номером — для черновика и чистовика. Первый письменный экзамен был по русскому языку. Следующий — по математике. Давалась комбинированная задача, куда входили вопросы алгебры, геометрии и тригонометрии. Чтобы ребята работали самостоятельно, соседям по партам давались разные задачи. На экзамен отводилось 4 часа.


Через несколько дней начинались устные экзамены. На них обычно приезжали попечитель учебного округа, его помощники или окружные инспектора. По математике было два экзамена — по алгебре и геометрии с тригонометрией. Тогда в зале ставились 4 классные доски, каждому экзаменующемуся предоставлялась отдельная.


— Мне попадались воспоминания тех, кто учился в первые годы советской власти. Поразительно, но они не сдавали экзаменов. Может, экзамены и на самом деле не нужны?


— Были и такие времена. После Октябрьской революции экзамены упразднили. Однако это повлекло снижение качества знаний. В начале 30–х годов прошлого века экзамены вернули специальными постановлениями ЦК ВКП(б). Так что экзамены все же нужны. Другой вопрос — в какой форме их лучше проводить, чтобы обеспечить максимально справедливую оценку знаний и уменьшить стрессовую нагрузку на учащихся.


— Вы возглавляете кафедру высшей математики, а этот предмет у многих вызывает «трепет и ужас». Каково сегодняшним студентам его сдавать?


— Ну это совсем не так страшно, как было прежде. Во–первых, от поступления в вуз до первой сессии есть достаточно времени, чтобы побороть у студентов страх перед математикой, если он у них был. Ведь отношение к математике формируется в первую очередь тем, как ее преподавать. Во–вторых, экзамены сегодня проходят совсем не так, как они проходили в царское или даже советское время. Семестр разделяется на несколько модулей, каждый из которых студент может сдавать по отдельности. Если он старательно учится в течение семестра и демонстрирует успехи в учебе, то имеет право получить оценку за семестр в соответствии со своим учебным рейтингом, вовсе не сдавая экзамен. Экзамен больше не является «лотереей», результат которой порой зависел не столько от знаний и стараний, сколько от удачи. Но если студент предпочитает сдавать экзамены по старой, традиционной системе — это его право.


...Всем, кто еще будет проходить в этом году испытания, хочу пожелать, чтобы им не попался тот один–единственный вопрос, который они не успели выучить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter