Витька из барака — Прима дома — Вахтанговская пристань — Иван, родство помнящий

Счастливые дни

Витька из барака — Прима дома — Вахтанговская пристань — Иван, родство помнящий

В родном своем городе Орехово–Зуеве актер Виктор Сухоруков не был 40 лет. Видимо, как и поэт Геннадий Шпаликов, Виктор Иванович решил «никогда не возвращаться в прежние места». Хотя для съемок документального 4–серийного сериала телеканала «Культура» «Сочинение жизни», посвященного его 65–летию, приехал в родные пенаты. Встретил его тут, увы, не каравай и не цыганский ансамбль, а дух запустения и упадка, никакой романтики и в помине. Нет у нас, конечно, культуры преемственности поколений. Редкий актер может проводить в свое родовое гнездо и сказать: «Вот тут я пескарей ловил, а в этой беседке нянечка меня с ложечки кормила повидлом». Ну кроме, может, Михалковых.

По всем местам в Орехово–Зуеве, где Сухоруков жил, как Мамай прошел. От родимого барака ни следочка, только заросли кустов неухоженных. Родимые ясли–сад с выбитыми стеклами стоят, ступеньки обветшалые встречают. И это Подмосковье, граждане!

Будучи человеком стихийным, сентиментальным, Сухоруков, конечно же, поддался меланхолической волне воспоминаний. Они и зрителей увлекли. Начиналось все как у всех: бедное, «казарменно–барачное» детство. «Да плохо мы жили! Плохо! Чего уж! — восклицает актер, и в этом возгласе нет ни капли ностальгии. — Зубную пасту в первый раз в пионерском лагере увидел!»

Сухоруков притягателен, заразителен, магнетичен. Никогда не поймешь, когда он в образе, а когда говорит всерьез. Он продолжатель традиции юродивых на Руси. Но юродивый современный. «Тартюф», «Старший сын», «Римская комедия», «Царство отца и сына» — большое количество спектаклей в копилке. Поразительная работоспособность. Даже анекдот про актера, которому во время новогодней поры «елок» звонит Стивен Спилберг, и тот ему отказывает, с Сухоруковым срабатывает. Говорят, что актер отказался сниматься в одной из серий «Бондианы», потому что играл в спектакле Олега Меньшикова «Игроки». Это же Гоголь, какая «Бондиана»! Понимать надо!

Такой же преданной фанаткой театра и высоких идеалов предстала актриса Ольга Яковлева, муза Анатолия Эфроса. Ее жизни и творчеству тоже был посвящен на этой неделе 4–серийный фильм «Ольга Яковлева... Какая есть». «Я давно чувствую себя победителем, но моя победа никому не нужна, — считает актриса. — Жизнь драматична, потому что все в ней заканчивается драмой: брак ли, театр ли, искусство или успех. Потому я вполне депрессивный человек». При этом в актрисе добротной советской школы, сыгравшей свои лучшие роли в пьесах Радзинского и Арбузова, поражает заряд душевного здоровья и здравомыслия.

Яковлева считает, что нужно иметь здоровую психику, разделять игру и работу, понимать, что есть жизнь и что есть игра. И обязательно нужно встретить в профессии человека, который все объяснит и поддержит. Так до встречи с Эфросом было для нее в театре все чужое и душное. «И вдруг я услышала от режиссера живую человеческую речь! Как будто пыль смахнули! И поняла, что он ставит про нашу жизнь! И ничего интереснее взаимоотношений двух людей на сцене быть не может!»

Ну уж если пошла у нас такая телевизионно–театральная линия, как не вспомнить 95–летие театра им. Е.Вахтангова, которое шумно отмечали всю прошедшую неделю. Показали уже успевший стать знаменитым спектакль Римаса Туминаса «Пристань». Вот магия телевидения: ушел из жизни Юрий Яковлев, его новеллу из спектакля убрали, а в записи она осталась. И мы можем наслаждаться щемящим дуэтом Яковлева и Лидии Вележевой. Увидели и «вахтанговскую» классику: «Антоний и Клеопатра», «Мещанин во дворянстве»... Узнали, как пришел в театральную профессию простой сын табачного фабриканта Багратиона Вахтангова основатель театра, в историческом очерке «У меня нет слез — возьми мою сказку».

Название фильма–портрета об актере и кинодраматурге Иване Охлобыстине «Иван Охлобыстин. Вся правда» не обмануло. Авторы не обошли вниманием основные вехи Ивана Ивановича, автора культовых картин «ДМБ», «Нога», «Даун Хаус»: ВГИК, служба в ракетных войсках, съемки репортажей о войне в Сербии, превращение Ивана в отца Иоанна и обратная метаморфоза... Произошедших в жизни событий хватило бы не на один сериал. А ведь еще Охлобыстин многодетный отец и любимый муж, и хочется верить, что и после пятидесяти лет не забронзовеет, а выдаст что–нибудь этакое. То, что будет цитировать новое поколение киноманов.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 222 (25104). Пятница, 18 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter