Народная газета

Счастливы вместе

На этой и следующей неделях евреи отмечают Суккот — праздник шалашей, которые мы строим, вспоминая о 40-летнем скитании после выхода из рабства к свободе.

Тема строительства шалаша занимает целый трактат Талмуда. Кроме этого, написаны тысячи книг с различными рекомендациями. Таким образом, приступая к постройке шалаша “сукки”, нужно быть информированным и внимательным, учитывать условия местности и даже погоды. Существуют также заповеди на Суккот. Одна из важнейших — заповедь о четырех видах растений “арба миним”. “И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней”, — сказано в книге Левит (Ваикра, 16).

Четыре вида растений — на иврите “этрог”, “лулав”, “адас”, “арава” — мы берем вместе, произносим благословение и совершаем особый ритуал возношения четырех видов растений “нетилат лулав”, в котором мы видим и единство народа, и ответственность как друг за друга, так и за творения Всевышнего. Каждое из этих растений не похоже на все остальные: “этрог” (цитрон) обладает запахом и вкусом, у “лулава” (ветвь финиковой пальмы) сладкие плоды, однако он не имеет аромата, “адас” (мирт) прекрасно пахнет, но несъедобен, а речная ива “арава” и несъедобна, и не имеет запаха. Все растения разные и символизируют разных евреев: и тех, кто учит Тору, полон добрых дел (как “этрог” с запахом и вкусом), и тех, кто пока не нашел время на изучение Торы и не богат добрыми поступками (как ива, у которой нет плодов и нет запаха от листьев). Правда, есть и то, что объединяет все растения. Этот факт указан в Мидраше (Ваикра Рабба) — все они растут у воды. И сам ритуал, когда мы берем их вместе и возносим в разные стороны, связан с просьбами о дожде, столь необходимом для урожая.

И все же остается вопрос, почему в литургии “букет” из четырех видов растений назван не “этрог”, символизирующий не только тех, у кого есть и знания, и добрые дела, и сердце, а “лулав” — пальмовая ветвь? Над этим вопросом размышляет еврейский ученый XIX века, дедушка знаменитого философа Мартина Бубера Соломон Бубер. Он склонен думать, что по аналогии с тем, как в Риме выигравший суд выходил из зала с пальмовой ветвью в руках, так и евреи после Йом Киппура, или Дня Искупления, помимо заповеди Торы, берут пальмовую ветвь “лулав” как символ радости, победы и милосердия Всевышнего.

Находить радость и счастье в том, что разные люди или идеи вместе, непросто, но очень важно. Ведь не всегда противоположности притягиваются и не всегда многообразие находит свое единство. Но пусть дарованные нам Всевышним стремления к радости от достигнутого, пониманию нового и уважению к иному ведут нас к тем совместным победам, от которых мы испытаем только счастье.

Раввин Григорий Абрамович

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?