Счастье в складчину

Что общего между наделавшим шуму на последнем «Берлинале» фильмом финского режиссера...

Что общего между наделавшим шуму на последнем «Берлинале» фильмом финского режиссера Тимо Вуоренсола «Железное небо», восьмым альбомом «Би–2» Spirit и отпуском американки Кэрен Кляйн? Все они состоялись благодаря интернет–складчине, насобирав средства буквально с миру по нитке. Явление, получившее название краудфандинг (от англ. «толпа» и «финансирование»), набирает популярность ударными темпами. Только в прошлом году с помощью пожертвований пользователей интернета на реализацию различных проектов было привлечено 1,2 миллиарда долларов. В нынешнем, по оценкам экспертов, сумма должна удвоиться. В байнете пока нет специализированных ресурсов для коллективных инвестиций. Несмотря на это, сама система краудфандинга действует и у нас.


С человеческим лицом


Видео, которое выложили на YouTube отбившиеся от рук подростки из американского Рочестера, вызвало волну возмущения. Хулиганы открыто издевались над пожилой смотрительницей школьного автобуса, которая, хоть и пыталась держаться стойко, в конце концов разрыдалась. История сильно впечатлила Макса Сидорова из Торонто (его родители в свое время прибыли в Канаду из Украины). Он решил, что потерпевшей требуется отдых для восстановления душевных сил, зарегистрировался на сайте Indiegogo.com — площадке для коллективного финансирования — и бросил клич: давайте соберем для бедняжки 5 тысяч долларов. Уже через сутки сумма приблизилась к 300 тысячам, а к концу срока сбора составила 703.837 долларов! Герои истории прославились, а встреча Кэрен и Макса в телеэфире приковала к экранам миллионы зрителей. Окрыленный успехом, он объявил о сборе средств для жителей пострадавшего от наводнения Крымска, но пожертвования — увы — не дотянули и до 1.000 долларов... В чем же дело?


«Благотворительность — сфера эмоциональная, важно, чтобы конкретная история вызвала отклик в душе человека, — точка зрения директора международного благотворительного фонда помощи детям «Шанс» Натальи Маханько. — Все должно быть максимально прозрачно. Например, у нас такая позиция: человек имеет право располагать самой обширной информацией о ребенке, которому нужна помощь, его семье, увидеть фото, видео, иметь возможность связаться с родителями, фондом, что–то уточнить». «Шанс», как и его сайт www.chance.by, работает у нас 4 года и уже помог 223 ребятам. По наблюдениям Натальи, в последнее время количество благотворительных интернет–платежей растет. Сегодня, чтобы помочь ближнему, не надо идти в банк и заполнять бумаги, пожертвовать можно, не вставая с кресла, используя виртуальные деньги WebMoney, электронные EasyPay, систему Ipay, позволяющую делать взносы с мобильного. Благодаря интернету расстояние от сочувствия до реальной помощи свелось к нажатию пары кнопок.


В ожидании шедевров


Из последних новостей. Минская группа Naka решила выпустить очередной альбом при помощи народного финансирования, о чем возвестила на своем сайте. Поклонники могут внести лепту и буквально приобщиться к прекрасному: имена всех «микроинвесторов» будут упомянуты на обложке диска и тем самым вписаны в летопись группы. К 8 марта следующего года музыканты планируют собрать необходимые для записи 3.000 долларов. Менеджер группы Андрей Исаченко уверен, что эксперимент будет удачен. Акции всего несколько недель, а она уже принесла первые плоды. Что ни говори, дома и стены помогают.


Очевидно, тем же принципом руководствуются россияне, использующие свои ресурсы для коллективного инвестирования — Planeta.ru, Kroogi.com, Boomstarter.ru. Сейчас на «Планете», например, скидываются на видеоверсию спектакля Гришковца «+1», постановку рок–оперы, открытие музея Бродского в Санкт–Петербурге, выставку литографий Шагала в Москве и прочее. Народ буквально рублем голосует за нужные ему проекты, а их инициаторы взяли за правило не забывать тех, кто оказал поддержку. «Би–2», собравшие за полгода через «Планету» около миллиона российских рублей, разослали «акционерам» новый двойной диск с буклетом. Не правда ли, чем–то напоминает систему предоплаты в действии? Так что виртуальная складчина вполне может даже принести выгоду самим участникам процесса.


Лифт в небо


Масштабная игра Star Citizen, многопользовательский космический симулятор, будет выпущена не ранее 2014 года. Но уже сейчас сотни людей делают взносы за место под солнцем в этой виртуальной вселенной. Из требуемых 2 миллионов долларов собрана как минимум половина. Для начинающих же разработчиков, ищущих средства, выходом становится обращение к ресурсам, ориентированным именно на краудфандинг, где аккумулируются сведения о задумках, требующих денежных вливаний.


Мировым монстром в этой области, безусловно, можно считать Kickstarter.com — за 4 года на его счету более 23.000 реализованных проектов в сферах музыки, кино, компьютерных игр и прочего. Теоретически любой генератор идеи может предложить ее для размещения на сайте, обосновав сумму и сроки, за которые ее надо собрать. Но на практике серьезный отбор: модераторы отсеивают бесперспективные предложения. В итоге  успешно профинансированных проектов тут почти половина! Приятно, что среди них замечены и сгенерированные нашими соотечественниками. До того как попасть на Kickstarter, создатели игры «Легенды Эйзенвальда», которых уже назвали на геймерских сайтах «белорусскими рыцарями», безуспешно пытались найти себе финансиста. Когда игра была готова на 90 процентов, появилась возможность представить ее на Kickstarter. В итоге нужная для завершения работы сумма 50 тысяч долларов была собрана. Сейчас разработчики «Легенд» уже готовятся рассылать копии игры для тестирования всем, чей взнос был больше 25 долларов.


Интересно, что народную поддержку на Kickstarter получают и вовсе необычные проекты, например космический лифт с Луны на Землю, который мечтает построить компания LiftPort Group. Сама постройка оценивается в пределах от 800 млн. до 1,5 млрд. долларов и займет не менее 20 лет. Первый сбор — 8 тысяч долларов — на проведение экспериментов на Земле. Кстати, скептикам можно напомнить, что проект космического лифта лет 10 назад продвигала НАСА, но он был признан слишком дорого-стоящим для государства. Теперь же идея переходит в статус народной мечты и, вполне вероятно, осуществится за народные же деньги. Ведь и в самом краудфандинге есть что–то волшебное. По крайней мере, та легкость, с которой совершенно незнакомые люди объединяются, чтобы в мире появилось нечто абсолютно новое или кто–то стал чуточку счастливее.


Это интересно


Наиболее известный эксперимент в области краудфандинга среди писателей поставил Стивен Кинг. Выложив на условиях добровольной оплаты 1 доллар первую главу книги «Саженец», он собрал около 2 млн. долларов, но уже со следующей получил на порядок меньше, и эксперимент был свернут.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter