Алена Винник из Городка создает куклы для счастья. Что написано в их паспортах?

Счастье в кармашке

Однажды ты станешь настолько взрослым, что снова начнешь читать сказки. Позитивная и гостеприимная Алена Винник из Городка согласна с литературным папой “Алисы в Стране чудес” Льюисом Кэрроллом. Только в ее случае к сказкам можно смело добавить игру в куклы. Вдохновившись, городокчанка не только стала собирать необычную коллекцию, но даже освоила новое для себя ремесло — кукольника.


В двухкомнатной уютной квартире на окраине райцентра атмосферно. Пахнет хвоей, зимой и немножко волшебством. Вместе с Аленой, ее мужем Вадимом и 15-летним сыном Димой здесь живут куклы. По случаю моего прихода хозяйка достала из шкафа своих любимчиков — тех, которые попали к ней каким-то нетривиальным путем, и очаровательных лялек, сделанных на продажу. С недавних пор Алена официально стала ремесленником. Бухгалтера по образованию, специалиста местной птицефабрики подтолкнули на это собственные кукольные посты в интернете. Точнее, живые отклики на них.

— Вдруг оказалось, что многим это интересно. Стали поступать предложения создавать куклы под заказ, и я сразу же оформила ремесленничество, — конкретизирует собеседница. — Благо никакой бумажной волокиты с этим нет. Сейчас достаточно желания, заявления и довольно скромных годовых “взносов”.

Любимые куколки Алены Винник

Наша героиня с улыбкой вспоминает, с чего начиналась ее коллекция. Пару лет назад из Нижнего Новгорода ей привезли интересного фенопластового болванчика, куколку-качалку. Глядя на ее замысловатый костюм, легко подумать, что она норвежка, а на деле — Золушка. Антикварная куколка 1950—1960-х годов производства Московской фабрики художественных изделий у Алены до сих пор одна из фавориток. Как и рыжеволосая фарфоровая Алиса в бусах из речного жемчуга. Сзади на ее тонкой шейке — фирменное английское клеймо, но в новый, белорусский, дом она попала из Черногории, посвящает в детали Алена:

— Выбирая мне сувенир с летнего отдыха, друзья забрели на блошиный рынок. Увидели у пожилой торговки старую куклу и решили — в яблочко. Это именно то, к чему я стремлюсь: чтобы игрушки, которые собираю, приходили ко мне как-то по-особенному.

Счастливая судьба у двух спасенных с чердака барышень времен СССР. Во время чайной паузы на прошлой работе Алена разоткровенничалась, что хотела бы принять в дар или купить пару-тройку советских кукол. Вскоре коллега принес ей большой, как из-под картошки, мешок, в котором среди старого хлама девушка увидела то, о чем мечтала. Новая хозяйка целый вечер купала кукол в пенной ванне, отмывая от пыли и следов фломастеров.

Кукла бабушки Алены Винник.

— Домашние шутили, что дальше мы все вместе пойдем искать “сокровища” по свалкам, — смеется Алена. — Пусть такие игрушки и не назовешь коллекционными, дорогими, но это не имеет значения. Их ценность не в деньгах, а в ностальгии по времени, когда ты был маленьким. Стоит взять в руки, и вот оно — по коже мурашки, легкая грусть “вприкуску” с теплотой. Никакие современные “Монстры Хай” так не умеют. Длинноногие Барби тоже. Папа, когда-то служивший электромехаником на морском судне, привез мне их раньше, чем всем моим подружкам, однако особых эмоций от этого не припомню. Слишком анатомически верные, слишком идеальные... Мне больше по душе трогательные карапузы и романтичные принцессы.

Из личных детских закромов у Алены почти ничего не осталось. Разве что пузатый малыш Кьюпи, которому более 30 лет. Четырехлетним ребенком Аленка никак не могла понять, что за штуки у него за спиной. Спойлер — крохотные крылышки. Кстати, купидончиков Кьюпи считают самой коллекционируемой куклой в мире.

В определенный момент Алене Винник стало интересно, сможет ли она не только собирать, но и делать кукол. Смогла: наивная Ульяна ростом 35 сантиметров была торжественно вручена крестнице Милане. Сейчас мастерица только набирает обороты, стала завсегдатаем интернет-сообществ и специализированных магазинов. Пока мы болтаем, она с готовностью демонстрирует целый ворох тканей и всевозможных “украшательств” — от бантиков, бисера до воздушных кружев. Последние не только желательны — обязательны, все ее красавицы куклы те еще модницы! Близкие, которые никогда прежде не заставали Алену за шитьем, вначале смотрели на все это, как на чудо. Зато теперь сами активно включились в процесс. Муж и сын охотно советуют, какую ткань выбрать для очередного мини-наряда, а мама Наталья Павловна помогает с вязаными аксессуарами. Увлечение передается воздушно-капельным путем, шутит Алена:

— Подружка, насмотревшись на мои эксперименты, тоже оформила ремесленничество и взялась шить зверей. Хорошо помню и свой первый “звериный” опыт: бурого мишку, на которого пошла старая плюшевая скатерть. Он получился сразу, и было понятно, что это — классический Винни Пух, у которого внутри не только опилки, но и большое сердце.

Нарисовать и вырезать лекало, плотно набить готовое тельце основой, а дальше — полный полет фантазии. Платье, забавные панталоны, шляпки, а летом — панамки, миниатюрные кожаные башмачки — всех модниц наряжают по сезону и настроению. Особенность Алениных работ в том, что они игровые, так и ждут, чтобы им меняли одежки, убаюкивали и выводили на прогулку. Это ясно из названия, которое она придумала для своего творческого проекта, — “Счастье в кармашке”, продолжает мастерица:

— При желании каждый раз можно создавать новый образ. Иногда собираю лялькам “приданое”, например, могу положить в коробку вязаного мишку или подушку с одеяльцем.

Паспорт куклы

До полного погружения в тему Алена даже представить себе не могла, насколько интересен и богат кукольный мир, как много в нем персонажей. Это и сами куклы, и, конечно же, их талантливые “родители”. Кукольники общаются между собой, проводят мастер-классы и постоянно гадают, чем бы еще удивить ценителей. Последних становится все больше — индивидуальность в тренде.

В планах Алены Винник — освоить скульптурно-текстильную технику, чтобы личики кукол смогли отражать целую гамму эмоций. Желающие на такую красоту найдутся, не сомневается рукодельница, ведь все девочки любят кукол. Как подтверждение этому — ее недавняя любопытная находка. В семейном архиве Алена обнаружила фото 1940-х годов. На нем — ее бабушка Евгения Ивановна со своей куклой Лидой. Почему бы не повторить наряд довоенной игрушечной красотки на новый лад?..

Авторские игрушки в отличие от их родственников с конвейера появляются на свет личностями. С последним стежком Алена берет их в руки и удивляется: “Так, эта барышня витает в облаках, а эта — настоящий сорванец в юбке...” У каждого из “подопечных” есть маленькие, им под стать, паспорта, в которых указаны дата рождения куколок, их “биография” и даже черты характера

naumova@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter