Календарь и традиции: 3 – 9 февраля 2020 года

Счастье придет — и на печи найдет

3 февраля вспоминают монаха‑аскета, преподобного Максима Грека. По наблюдениям, этот день чаще бывает хмурым, ветер метет колючую снеговую крупку прямо в лицо. И тогда человека особенно тянет к теплу.


С давних времен наши дома согревали печки. Правильно сложить ее — настоящее мастерство и даже искусство, недаром хороший печник всегда ценился очень высоко. 

В белорусских хатах печь обычно занимала место в ближайшем от входа углу и была повернута устьем к большой стене с окнами. По традиции вечером, перед тем как заслонить печку, хозяйка обязательно сгребала несколько еще тлеющих угольков и тщательно присыпала их пеплом, чтобы поддерживать огонь и наутро зажечь новый. Полное затухание в печи считалось плохим знаком. Огонь в печи тушили только два раза в год: во время равноденствия весеннего, когда переносили его во двор, «на паветра», и осеннего — когда вносили снова в дом и разжигали от «грамнiчнай» свечи. 

Поначалу печи лепили черные, курные, т.е. без дымохода. Со временем они уступили место так называемым белым. Складывая печку из глиняной массы, в нее добавляли валуны, ведь камень — символ крепости и надежности. На печи сушили лечебные травы, «нiзкi» грибов, яблок, груш, отчего жилище наполнялось необыкновенным ароматом.

Печь — центр дома. И ее конструкция ассоциировалась с периодами жизни человека: «падпечак» — его прошлое, загнет и устье — день сегодняшний, «комiн» — будущее. Во время «заручын» девушка сидела на печи и слезала с нее, только если давала согласие на замужество. Здесь печка выступала своеобразной защитой, заступницей. В печи выпекался свадебный каравай, качество которого определяло дальнейшую судьбу молодой пары.

Отношение к печи всегда было особое, к большим праздникам ее обязательно чистили и белили, а с XIV века стали обкладывать «кафляй», или изразцами, — особой керамической плиткой для облицовки. В западноевропейских странах такая плитка появилась с XIII века, в России — с XVI, у нас — с XIV столетия. Вначале ее изготавливали ремесленники‑гончары, но с XVIII века «кафлярства» выделилось в самостоятельную отрасль. «Кафлю», как правило, украшали геометрическим или растительным узором, иногда целыми сюжетными композициями. С внешней стороны она получалась гладкой, рельефной, покрытой белой или цветной глазурью или же была неглазурованной. Различалась и по форме: плоская, угловая, карнизная. С конца XVI века — первой половины XVII белорусское «кафлярства» достигло настоящего расцвета и оказало влияние на развитие этой отрасли в России, где работали белорусские мастера из Витебска, Мстиславля, Дубровно, Копыси и других городов. 
Входя в дом мужа, молодая, едва переступив порог, кланялась печи и набрасывала на нее свой подарок — вытканный собственными руками красный пояс.
4 февраля в традиционном народном календаре — Тимофей‑полузимник. Могут крепчать морозы, особенно по вечерам, что считалось весьма неплохим знаком. Ну а в народе говорили: «Пакуль зiма сваю злосць не вымеце, цяпло не падыйдзе».

6 февраля — Ксения. Больше других к ней обращались женщины, прося здоровья детям, согласия и лада в семье. В этот день наблюдали за погодой, ведь «якая Аксiння — такая i вясна».

7 февраля считали возможным предугадать погоду аж на будущую зиму: какова первая половина дня, такими будут следующие декабрь с январем.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter