Счастье - это еще не познанное разочарование

Создание цивилизованного рынка алкогольной продукции - задача не из простых.
Создание цивилизованного рынка алкогольной продукции - задача не из простых.

Встретил как-то перед праздниками своего давнего знакомого в расстроенных чувствах - тот не нашел в ближайших магазинах свою любимую настойку "Беловежскую". Оказалось, что почитаемый вот уже многие годы нашими потребителями напиток (в глазах иностранцев это вообще один из символов Беларуси) сегодня превратился в настоящий дефицит. Товаровед универсама моему товарищу так и сказал: "В обычных бутылках не ждите, в лучшем случае появится в сувенирной расфасовке". Которая, понятно, обойдется куда дороже. Пришлось ему, неугомонному, добираться через полгорода до заводского фирменного магазина, чтобы обрести неприхотливое покупательское счастье.

Причину пропажи с торговых прилавков популярной "Беловежской" в доступной по цене упаковке и.о. генерального директора РУП "Минск-Кристалл" Виктор Позняков формулирует просто: убыточность производства. Которая, в свою очередь, вызвана неверной ценовой политикой. Напомним, что отпускную стоимость ликеро-водочных изделий и акцизов на них устанавливает Минэкономики. И получается парадокс - акцизы порой растут быстрее цен! Например, на ту же настойку и белую водку ставка акцизов одинаковая, а трудоемкость их изготовления абсолютно разная. Ведь в злосчастной "Беловежской" используются самые разные травы и прочие замысловатые добавки, которые и придают ей неповторимый вкус. Поэтому сравнительно дешевой, на уровне обычной водки, она объективно получиться не может...

Кстати, по причине "регулировки цен" и ограничения рентабельности многие разновидности минских водок стали убыточными. Неудивительно, что "Кристалл-100", "Два буслы" и прочие раскрученные торговые марки канули в небытие. От окончательного сползания в финансовую трясину предприятие спас переход к новым видам продукции. Или, проще говоря, к улучшенным сортам водок, на которые можно зарегистрировать более высокую цену. Напомним, что РУП "Минск-Кристалл" ежегодно выпускает более 2,7 миллиона декалитров белых водок - треть всего водочного объема Беларуси! Страшно представить экономические последствия даже "маленьких" убытков на каждой бутылке "огненной воды" при столь солидных масштабах производства. И это при том, что из 111 миллиардов рублей годовой выручки предприятие отдает казне в виде налогов и акцизов львиную долю - около 80 миллиардов.

Между тем недавние изменения в нормативной базе сделают конкурентную среду еще жестче. Взять, например, отмену пресловутых давальческих схем, с помощью которых "Минск-Кристалл" успешно разливал десятки тысяч декалитров коньяка. С их отменой заводу, чтобы выполнить задание по темпам роста товарной продукции, нужно многократно увеличить производство водки. Но кто ее купит, если задолженность белорусской торговли составляет 7 миллиардов рублей, а отдавать товар коммерческим структурам давно запрещено? Стремительно нарастить экспорт тоже не получится: в этом году страны дальнего зарубежья (Германия, Южная Корея и прочие) смогли взять лишь 5,5 тысячи декалитров, а необъятный российский рынок - вообще ноль (несмотря на недавние акцизные послабления). Пока белорусская водка даже при отпускной цене 0,5 доллара за бутылку не проходит к востоку от Брянска по стоимости, а ведь были времена, когда Россия "переваривала" нашего спиртного на миллион долларов в год! Характерный штрих: сегодня минский завод работает всего в одну смену...

Напрасной затеей называет заместитель генерального директора РУП "Минск-Кристалл" Юрий Пилипенко введение обязательной маркировки акцизной маркой всей алкогольной продукции (включая вина, коньяки и т.п.). Печальный опыт России, где, по некоторым данным, сегодня около 70 процентов спиртных напитков сопровождаются фальшивыми марками, показывает, что при современном уровне полиграфической техники злоумышленникам обойти такую "защиту" - раз плюнуть. Да и белорусская практика с наклейками на водочные бутылки себя, по большому счету, не оправдала. Нередко на предприятие приносят грамотно подделанные емкости со всякими суррогатами в надежде на сатисфакцию. Приходится доказывать, что, несмотря на все видимые атрибуты, раскритикованная водка к минскому заводу никакого отношения не имеет.

При всем этом очевидно - ужесточать контроль за столь денежной сферой, как оборот алкогольной продукции, необходимо. Причем на положительный эффект от нововведений вправе рассчитывать и госказна, и производители, и потребители. Однако, судя по всему, гармонизация этих интересов - дело не одного дня...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter