Счастье – быть

Моя приятельница гадает на Бродском. Берет пухленький томик в зеленом переплете, зажмуривается и открывает наугад, чтобы ткнуть в случайную строчку. И так привыкла, что даже из дому без Бродского не выходит. Нормальный священник должен был бы обличить ее, а мне просто смешно. Страсть людей к гадалкам и прорицателям — милая забава, если этим не увлекаться всерьез. Гадания можно терпеть, если их помещают в разделе “Юмор”. Почему бы не посмеяться? Мы в монастыре иногда читаем гороскоп — исключительно ради смеха, так как знаем, что в нашем городе эти тексты составляют профессиональные психологи, для которых газетные пророчества — одна из возможностей поднять людям настроение, а иногда и правильно мотивировать.

Православному человеку гадать по Бродскому — страшный грех, который и на исповеди не скажешь, так стыдно. Поэтому гадают на Евангелии, предварительно помолившись и выпив три стакана святой воды — иначе не сработает. “А это разве не безобразие?” — “Ну я же не просто так! Я волю Божию хочу о себе узнать”.

Воля Божия! Это уже серьезно. Тут пусть умолкнет всякий критик. Стоит ли идти в аспирантуру? Купить ли акции “Газпрома”? Жениться ли на этой черненькой или на вон той беленькой из третьего подъезда? Продавать ли дачу под Ниццей? Идти ли на операцию? Соглашаться ли на эту роль? Не пора ли постричься? Миллион вопросов! И в каждом можно погрешить, пойти против Божией воли!

Поэтому разумные люди не по Библии гадают, а ищут надежных старцев, проверенных в деле, с хорошими рекомендациями. Приходские батюшки счастливы, потому что ни один здравомыслящий священник не хочет попасть в оракулы. “Какой же вы батюшка? Вы мне вчера дали благословение на посадку помидоров в открытый грунт, а ночью — мороз! До утра пробегала, кустики в газеты укутывала! Как вам не стыдно?” Не открылась отцу воля Божия о помидорах! Видно, осуетился, правило не дочитал.

Нет ничего хуже, чем анатомия юмора. Но здесь без нее не обойтись. Почему мы смеемся над фразой вроде “воля Божия о помидорах”? Потому что мы сводим в одном высказывании вещи несопоставимые. Оттого и смешно. Этим кормится вся юмористическая литература. Однако важно заметить, что воля Божия и помидоры — такие же несводимые вещи, как и воля Божия и квартира, аспирантура, дача под Ниццей, женитьба, акции и операции.

“Но разве мы не верим, что Господь благословляет каждую мелочь нашей жизни, каждый незначительный ее момент вплоть до того, что Он радуется, если у нас получился пирог или удачно подошли обои, родились очаровательные котята? Почему бы Ему и о помидорах не позаботиться?” — “В этом и парадокс. Наш Бог-Человеколюбец — я в этом уверен! — радуется каждой нашей радостью и оплакивает всякую нашу утрату, вплоть до продрогших помидоров, но воля Божия — это о другом”.

Чего Бог хочет от человека? Чтобы тот был святым? Чтобы мы соблюдали заповеди? Чтобы мы после смерти восполнили число падших ангелов? Господь любит нас бескорыстно. Ему от нас ничего не нужно. Воля Божия о человеке — это то, что лежит в самой основе нашего бытия. Мы крепко запомнили слова Спасителя:

Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6).

Христос — путь, Христос — истина, но самое главное для нас — Христос есть Жизнь, и Его Воплощение имело одну цель:

Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10).

Сотворенный мир начал увядать, потому что главная особенность греха — он убивает живое. И вот Творец приходит, чтобы насытить состарившийся мир Своей Жизнью. Воля Божия о человеке заключается в одном-единственном повелении: БУДЬ!

Господь хочет, чтобы мы были. Он бескорыстно дарит нам возможность быть, потому что это невозможно как хорошо — быть! Он хочет видеть нас живыми. Мы часто поминаем Десять заповедей, но забываем, что самой первой заповедью было “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте” (Быт. 1:28). Смысл этой первобытной заповеди и заключается в одном слове “будь”!

Быть — хорошо! И Господь просто хочет, чтобы каждый из нас приобщился к этой невероятной полноте и радости бытия. В этом и есть воля Божия о человеке. Живое право тем, что оно живо. Жизнь — самый удивительный дар. Бог щедро и расточительно раздает этот дар всему сотворенному.

Главная заповедь — будь! Все остальные — чтобы защитить живое. И для нас важно, что Десять заповедей даны не отдельному человеку, а народу — здесь подсказка для нас, потому что каждый из нас — не сам по себе, он часть большого дерева. И мое добро, как и мое зло, благословляет или отравляет жизнь всему всечеловеческому организму.

Архимандрит Савва Мажуко
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter