Счастье быть несчастным

Сетования на то, что в провинции трудно отыскать высокооплачиваемую работу, приходится слышать нередко
Сетования на то, что в провинции трудно отыскать высокооплачиваемую работу, приходится слышать нередко. И с тем, что найти престижное место непросто, особенно человеку молодому, без большого стажа и опыта, можно согласиться. Но все же трудно понять тех, кто живет по принципу «хочу все и сразу». А таких немало. В их сознании прочно засело слово «халява», и трудиться с восьми утра до пяти вечера, чтобы заработать «каких–то 400 тысяч», они категорически не согласны. Мечтая жить в достатке, эти люди, вместо того чтобы идти к заветной цели маленькими шажками, целыми днями валяются на диване, предаваясь несбыточным мечтам и презирая сверстников, которые уже имеют квартиру, хорошую машину и каждый год ездят отдыхать на курорт.

Одна моя знакомая — из их числа. Палец о палец не ударившая, чтобы достичь каких–то благ (а ей уже за 30), она вечно жалуется на старшую сестру, которая «в роскоши купается» и ничем с ней не делится. Вообще–то та периодически подбрасывает младшей сестренке деньги, продукты, вещи. Но младшей этого мало. Она почему–то уверена, что все кругом ей обязаны. Родители и друзья ей помогают. Но периодически намекают: мол, пора бы научиться рассчитывать на собственные силы, найти нормальную работу, если теперешняя не устраивает. «Да я много раз пыталась», — стандартно плачется Юлька. Пыталась... Два раза за шесть лет: хотела оклад повыше, а забот поменьше. Не вышло. С тех пор поиски прекратила. И свято верит, что все произойдет само собой, вдруг на горизонте возникнет человек, который с радостью взвалит на себя все ее проблемы.

Юлька не одна такая. «Синдром Золушки» — бедной девушки, у которой в одночасье появились и принц, и богатство, что скрывать, присутствует в женской психологии. Да и не только в женской. По мнению российских социологов, таких людей сегодня процентов 80. Неужели у нас меньше?.. Даже крепкие парни средних лет, необремененные болезнями, порой предпочитают сидеть на шее у родителей или собственных жен. «Я тестю сразу сказал: работать буду, но если он подыщет мне теплое место с зарплатой не меньше двух миллионов», — как–то разоткровенничался со мной 33–летний недавно женившийся могилевчанин.

Есть и такие мужики, которые якобы старательно ищут, но почему–то никак не могут найти работу. То зарплата им не подходит, то должность... Так и живут, жалуясь на несчастную судьбу и искренне считая себя недооцененными. «Люди, верящие в свои достоинства, считают долгом быть несчастными, дабы убедить таким образом и других, и себя в том, что судьба еще не воздала им по заслугам», — подметил когда–то Ларошфуко.

Парадокс, но чаще сетуют на судьбу как раз не немощные старики (им это простительно), а молодежь, у которой, казалось бы, все есть для счастья — семья, работа, друзья. Почему? По мнению психологов, быть несчастным для некоторых очень удобно. При этом «бедолаги» не просто упиваются своими проблемами (нередко раздувая из мухи слона), а с их помощью пытаются манипулировать другими людьми, заставляя их сопереживать, помогать. Профессиональные нытики с детства усвоили: несчастье — это разновидность болезни. А к больному отношение особое: его стараются утешить, окружить заботой и вниманием. К тому же от несчастного человека ничего не требуют, ему не надо проявлять инициативу, брать на себя ответственность.

И все–таки «несчастные» рано или поздно должны понять: нельзя всю жизнь оставаться маленьким ребенком — беспомощным существом, о котором непременно кто–то должен заботиться, которому все время должны помогать, это — патология. Должны осознать: если в мире много несчастий, это не означает, что счастья в нем нет. Как говорили мудрецы: умение посмеяться над трудностями — вот что возвышает человека.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter