Сбросить балласт

О кредитах

До конца октября российский Сбербанк предоставит Беларуси кредит в 1 млрд. долларов. О том, что такое решение принято, заявил зампред правления банка Андрей Донских. Одновременно в Минске начала работу миссия МВФ. Специалисты фонда намерены изучить наш макроэкономический прогноз на 2011 — 2012 годы. Не исключено, что выводы лягут в основу начала переговоров по новой программе «стэнд–бай». Речь может идти о заимствовании до 7 млрд. долларов.


Общая сумма получается довольно серьезная. Не слишком ли много кредитов? Учитывая, что мы и так накопили немало долгов. Со следующего года начнем рассчитываться по предыдущей программе МВФ. А пики платежей по внешним займам придутся на 2013 — 2014 годы, когда к оплате процентов добавится и погашение основных долгов. На этом фоне прибавка 8 миллиардов может показаться довольно тяжелой.


Однако тут еще нужно разобраться, для чего нужны деньги. Потому как в привычку вошло простое объяснение: на поддержание курса рубля. Задача, конечно, важная. Но мудро ли на ее решение направлять займы, которые придется отдавать? Ведь, по сути, это их банальное проедание. Похоже, что с таким взглядом на проблему соглашаются и в Министерстве экономики. Это следует из некоторых недавних высказываний заместителя министра Александра Ярошенко.


Он убежден: использовать золотовалютные резервы на поддержку курса — занятие довольно рискованное. Отсюда вывод: «Есть опасность, что этих ресурсов не хватит. Даже займы могут и не помочь. Все выбросить только на рынок — смысла нет».


Тогда зачем деньги? В Минэкономики считают, что новые кредиты могли бы облегчить бремя обслуживания прежних. Это суждение вполне созвучно с мнением Председателя Правления Нацбанка Надежды Ермаковой. Она также недавно сообщила, что очередные займы могли бы быть направлены на рефинансирование предыдущих. Однако и здесь возникают вопросы. Не хождение ли это по кругу? Причем все более утомительное. Не случится ли так, что каждый новый кредит будет требовать последующий? Причем во все больших суммах. И где запас прочности такой конструкции?


Поэтому здесь все же уместнее взгляд с другого ракурса. Время, как известно, деньги. Здесь же эта формула может сработать в обратном порядке. Деньги дадут время на запуск, как говорят специалисты, внутренних источников ликвидности. Что имеется в виду? Александр Ярошенко делает такой акцент: не столько важна сама сумма займа, сколько сопутствующие программе условия. В диалоге  с МВФ неизменно присутствует словосочетание «структурные реформы». Правда, суть этого понятия внятно не раскрывается. А между тем именно в нем можно найти тот ресурс, который благотворно повлияет на всю экономику.


Вот любопытная цифра. Оказывается, у нас в стране около 49 процентов предприятий, которые имеют или отрицательную, или крайне низкую рентабельность (от 0 до 5 процентов). Этот массив не просто не вносит свой вклад в экономику, но, напротив, — висит на ней тяжким бременем, высасывая средства из бюджета в виде прямой или косвенной поддержки через разного рода преференции. А между тем деньги стоило бы сосредоточить на более перспективных направлениях. Сравните: от общего числа предприятий у нас не более 5 процентов можно отнести к категории высокотехнологичных. В ЕС их доля — 15 процентов. Вот бы где сконцентрировать государственные инвестиции. Похоже, настало время для принципиальных решений.


Практически все необходимые инструменты для этого есть. Скоро из Парламента выйдет закон, регламентирующий процедуру санации и банкротства. Плюс к этому, обращает внимание Александр Ярошенко, нужно активнее запускать малую приватизацию. То есть вот таких вот небольших и средних предприятий, которые работают ни шатко ни валко. Акцент же при этом стоит сделать на вовлечение в процесс белорусского бизнеса, формируя тем самым крепкий класс национального инвестора и собственника. Решение проблемы, по подсчетам Минэкономики, может уже в обозримом будущем дать прибавку к ВВП не менее трех процентов.


К общей картине стоит добавить лишь два важных штриха. Первый — вопрос о коллективах реформируемых предприятий. Однако приватизация — понятие не тождественное уничтожению. Обновленные производства могут дать и лучшие условия труда. Второе — сам процесс передачи «плохих» госактивов в частные руки. Если ждать от них, как и прежде, баснословной выручки — движения не будет. Бизнесмены деньги тоже считают. Лишнего не дадут. Значит, нужны некие компромиссные схемы. Вплоть до продажи за символическую цену. Но то, что от балласта нужно избавляться, — тоже очевидно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter