Сбой в инстинкте

Почему происходит сбой в отношениях кровно близких людей?

Из цикла «Любовь — не морковь» (№ 2). (Начало в номере за 2 октября)

Мы условились, что сквозной темой публикаций этого цикла станет тема любви. В первой колонке «Летят перелетные птицы» речь шла о любви к Родине, о патриотизме. В этом литературно-философском эссе — так мы определили данный жанр — изучим тему отношений детей к родителям. Согласитесь, что любовь родителей к детям и детей к ним является одним из основных инстинктов в природе и людском мире. Но почему так часто мы наблюдаем в нем сбой? Тут не обойтись без примеров. Потому и приведу несколько историй, а вы попутно вспомните знакомые вам сюжеты.

История первая. По журналистским делам довелось бывать на самых разных судах. Этот оставил, пожалуй, самое тягостное впечатление. Судили мужчину, детину под сороковник, который регулярно по-садистски наносил увечья родной матери. Лопнуло даже терпение соседей. И вот эта худенькая, не по годам рано состарившаяся женщина на суде просила строго не наказывать отпрыска. А что же он говорил в свое оправдание? Говорил, что она мешает заниматься ему любовью с сожительницей. «Как мешает?» — поинтересовалась судья. «Ну, находится в соседней комнате…» Идиотизм. А ведь когда-то эта мама за руку с букетом цветов вела его в первый класс…

История вторая. В одном из домов для престарелых и одиноких Могилевской области живет еще не достигший и семидесяти лет, но сильно потрепанный жизнью и болезнями пациент. Можно сказать, что здесь он находится по блату. Ибо есть у него и дети, и внуки, да и бывшая жена вполне здравствует. Однако, когда стал вопрос после смерти сожительницы (ее дети выдворили его на улицу), где ему, тяжелобольному, коротать остаток дней, все наотрез отказались. Слишком достал он их при жизни. Сам не приобрел даже трудовой книжки. Шастал по шабашкам, хотел — работал, хотел — нет. Угодил в тюрьму. Потом родной сын в драке сделал его полуинвалидом. Весело, в пьяном угаре прожил последние пять лет у одной бедолаги. Но та недавно умерла, а у самого начала разлагаться понемногу печень. Спасает таких государство, платит пенсию по возрасту любому тунеядцу и дает приют. Правда, за деньги нормальных тружеников. Ну и опять-таки, когда-то его сын и дочь впервые произнесли слово «папа» и смотрели на него завороженными глазами. Сегодня и видеть не хотят. Когда и где зарождается эта беда, невыразимая словами?

История третья. Я неплохо знал этого человека, жившего по соседству. Не ангел, но и не вредина. Четыре года назад он умер. Если удастся выкроить время и найти могилку на огромном Бобруйском кладбище за городом, постараюсь поставить ему памятник, ибо убедился, что его дети этого никогда не сделают. Его сын и дочь живут в Москве при высоких чинах в хоромах и не собираются приезжать в родные места. Что и когда пробежало между ним и детьми — доподлинно не знаю. Но догадываюсь, что рассорила их половина дома, которую он отсудил у беспутной жены при разводе. Но ведь деньги ему были нужны для обустройства на новом месте после ухода от супруги… Так неужели эти копейки дороже простых человеческих чувств?

Истории, как видим, разные. И все печальные. Любой из вас, дорогие читатели, может привести похожие. Еще больше можно привести других примеров, когда родители и дети живут в ладу и до конца дней своих питают друг к другу глубокие, ни с чем не сравнимые по нежности и родниковой чистоте чувства. Но ведь это и считается нормой. Все остальное — сбой в основном инстинкте. Правда, тут неминуемо встает два вопроса: где, когда и почему зарождается и прогрессирует этот сбой и почему он так часто поселяется в отношениях кровно близких людей? Можно было бы дать две, три Нобелевские премии тому, кто нашел бы ответы на эти вопросы, научно доказал состоятельность своей теории, а еще лучше — подсказал бы рецепты избавления от этого страшного, уродливого недуга. Абсолютно не претендую на такие лавры, а выскажу свое, скорее всего, небесспорное суждение. У Всевышнего при создании этого мира и в мыслях не было делать его гармоничным. Ибо саму гармонию при всех ее моментах проявления мы лишь идеализируем, приписываем ей несуществующие на самом деле красоту и вдохновение. На самом деле — это верх, вершина безобразия, которое позволила создать себе природа. Видимо, мир устроен и может существовать и развиваться лишь в той же борьбе противоположностей. Плохого и хорошего. Красивого (с определенной и условной точкой зрения) и уродливого (с такими же оговорками). Людская жизнь — лишь отражение таких процессов. В ней происходили и будут происходить безобразия, беды, аномалии и срывы всех инстинктов, в том числе и основных. Задача же тех, кто оказался под этим великим колпаком, — сводить до минимума безобразия и всячески стремиться к той, как видится, иллюзорной гармонии.

Что касается конкретного разговора об отношениях отцов и детей, есть и замечательные примеры, когда люди как социальные существа смогли доказать и показать жизненность гуманных принципов в своих отношениях. У племен и народов Кавказа вообще нет таких уродливых сбоев в отношениях родных и близких. Почему мы так мало изучаем это по-своему уникальное явление?

Попытаемся ответить и на второй вопрос: почему слишком часто происходит сбой в отношениях кровно близких людей? Проще всего было бы списать на сложную жизнь, великие и постоянные проблемы. Это действительно так. И все же два существа, связанные одной кровью, казалось бы, должны понять друг друга, ужиться при любых обстоятельствах и испытаниях… Но подождите: почему одной кровью? Мы всегда наследуем двойной, тройной (и далее…) набор генов. И организуются они в бесконечно многообъемном порядке. Так как же здесь не быть сбоям, случайностям, непредсказуемым крайностям, в том числе и тем случаям (отмечу не единичным!), убийствам друг другом близких людей! Так чего же мы тогда хотим — совершенства, гармонии? На самом деле, скорее всего, количество сбоев контролируется не столько нами, сколько самой природой. При этом в силу того, что мы слишком заняты собой, больше отдаем здесь все на мало и почти неуправляемый поток случайностей. Но тогда можно предположить, что действительно мир катится в бездну! Ан нет. Великие умы и тут постарались. Они объяснили нам, что это всего лишь очередной виток спирали. А жизнь будет развиваться и дальше. И по их прогнозам, на следующем витке к лучшему. Дай бы Бог!

Вместо еще одной истории. В одном из полузаброшенных селений из пяти хуторов Браславщины живет маленькая семья. Сын, красивый, крепкий мужчина немногим за пятьдесят лет, когда-то работал поваром в одном из лучших ресторанов Латвии. Но в родной деревушке заболела мать, осталась одна в хате после смерти мужа и двоих детей. Ситуация сложная. И сын Павел решает оставить в Латвии все (жена тоже отказалась жить в деревне) и ехать досматривать мать. Так и живут они здесь уже душа в душу пятнадцать лет. Бабушка Ядвига, «як кажуць, акрыяла». За плечами — девяносто четыре года, а на щеках легкий румянец. Может и рюмку поднять, когда приезжают гости.

— Не жалеешь, что так жизнь сложилась? — спрашиваю у Павла.

— А что жалеть, — отвечает он. — Кто знает, как бы сложилась моя жизнь там. А так совесть чиста. Матушка наша, а у нее, кроме меня, никого нет, заслужила, чтобы ее достойно проводили туда, в большую дорогу…

Мы тоже любим своих матерей. Те, у кого они еще живы. А у кого их уже нет, скорбим о том, что не успели за вечной спешкой и заботами сказать им еще одно, последнее, заветное слово. Тот пароль, который связывает на том и этом свете самые родные души.

Вместо эпилога.

Частенько думаю, так ли уж прав мой приятель Павел?

Мне думается, хорошо — это когда всем хорошо…

Возможно ли такое?

Продолжение следует…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter