В Астане начался очередной раунд двухдневных международных переговоров по Сирии

Сборы главнокомандующих

В Астане вчера начался очередной раунд двухдневных международных переговоров по Сирии. Все прибыли — и спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура, и главы делегаций России, Турции, Ирана, Иордании и США, и, само собой, представитель правительства Сирии... Делегация вооруженной сирийской оппозиции тоже здесь. Самое время решить сирийский конфликт миром, и все действующие лица для этого представлены. Но не здесь решаются главные вопросы войны и мира. Главное внимание приковано к встрече в Сочи турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который не случайно приехал к Путину тоже вчера. Перед этим сообщалось, что переговоры будут в основном посвящены политическому урегулированию конфликта в Сирии. А накануне российскому Президенту позвонил его американский коллега, и главной темой телефонного разговора Путина и Трампа тоже стало разрешение сирийского кризиса. Так что все главнокомандующие в сборе, а если учитывать, что до этого сирийский вопрос зондировала в Сочи канцлер Меркель, то можно сказать, что мир накануне каких–то важных решений.

Не случайно глава Турции с ходу заявил, что совместные шаги Москвы и Анкары способны повлиять на ситуацию на Ближнем Востоке. По сравнению с последним визитом Эрдогана, а было это 10 марта, обстановка сильно изменилась.

7 апреля Дональд Трамп принял решение нанести ракетный удар по сирийской авиабазе Шайрат, с которой, по мнению американских властей, была совершена химическая атака в провинции Идлиб, в результате которой погибли мирные жители. В мире это было однозначно воспринято как возвращение США к активной политике в регионе. Но возвращение куда? Как говорится, все плацкартные места заняты. Сам перечень участников переговоров в Астане, к которым американский представитель присоединился в последнюю очередь, говорит сам за себя. Однако США не такая страна, чтобы сидеть на приставном стульчике, а Дональд Трамп не такой президент, чтобы такое позволить.

Что же он хочет в Сирии, не считая оскорбительных выражений в адрес Асада?

Разговор президентов России и США 2 мая продлился около 30 минут и, вероятно, именно там обсуждались американские предложения. В Белом доме сообщили, что президенты двух государств обсудили возможность создания «временных зон стабильности» в Сирии как первый шаг навстречу к достижению мира в этой стране.

«Это был самый конструктивный разговор, который когда–либо вели два президента. Посмотрим, что будет дальше», — охарактеризовал беседу госсекретарь США Рекс Тиллерсон. В Кремле также положительно оценили беседу, добавив, что она носила деловой и конструктивный характер.

В то же время американская газета The Wall Street Journal со ссылкой на свой источник из числа американских чиновников сообщила, что во время беседы никакого прорыва не произошло. Более того, «администрация Трампа не уверена, серьезно ли намерена Москва разрешить сирийский конфликт».

Ясно, что под прорывом американцы понимают устранение Асада, и именно под этим они подразумевают серьезные намерения Москвы.

Предваряя этот вопрос, Путин уже ответил Ангеле Меркель, что самым большим влиянием на Асада обладает сирийский народ. Российский Президент объяснил Меркель, а в ее лице и всему Западу, что надо вместе создать условия для прекращения боевых действий и взаимного уничтожения, а также для политического взаимодействия всех противоборствующих сил. И первой из задач — прекращения огня — удалось добиться в Астане.

В то же время, понимая, что теперь и у американцев есть свои серьезные намерения в Сирии, которые игнорировать нельзя, Путин прямо отметил важную роль США в урегулировании.

Ранее Россия предложила создать в Сирии зоны снижения напряженности, а также разместить на линии соприкосновения контингент из нейтральных стран.

И вот теперь в совет главнокомандующих вступила Турция, которая не скрывает, что хотела бы повторить успех своей прошлогодней операции «Щит Евфрата». Тогда турецкие войска вошли на сирийскую территорию и атаковали, как утверждают в Анкаре, позиции террористов на севере Сирии. Турецкая армия вела бои прежде всего против курдских боевиков, которых тоже считает террористами.

Вот такая диспозиция, где у каждой страны, так же, как и у Ирана, и у арабских стран, есть однозначные интересы, но нет однозначных преимуществ. Но есть один важный нюанс в этом сборе главнокомандующих — каждому из них сегодня очень важен внешний успех ради укрепления на внутреннем политическом фронте. И таким успехом может быть урегулирование в Сирии.

romanova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter