Новый бум поколения «зум»: кто и как зарабатывает на стремлении к совершенству

Сборное тело

Немножко подтянуть там, добавить объема здесь и убрать вот тут — для все большего числа людей во всем мире медицинская эстетика становится чем-то сродни маникюру и стрижке волос. Предложения на рынке явно опережают спрос. О чем это свидетельствует? Разбираемся.

От укола до скальпеля

Отрасли пластической хирургии и косметологии готовы выполнить любой каприз клиента: от пересадки волос до удлинения ног. Годовой объем красивого бизнеса на планете уже превышает 200 миллиардов долларов, а за следующие пять лет, прогнозируют эксперты, перешагнет отметку в 400 миллиардов.

По данным Международной ассоциации эстетической пластической хирургии, те или иные косметические процедуры ежегодно проходят более 20 миллионов человек. Еще несколько десятилетий назад лидерами в сфере рукотворной красоты были Штаты и европейские страны, а в последние годы объем стремительно наращивает Восточная Азия. Недаром в Южной Корее родители не заморачиваются с подарком ребенку на 18‑летие: самый популярный презент — оплата пластической операции лица. Ее там сделал каждый пятый житель.

За совершенством некоторые едут в Турцию. Американцы для этого все чаще выбирают Мексику. Таиланд предлагает туристам услуги 2 в 1: экзотический отдых плюс пластика.
И если хирургия требует от пациента значительной суммы на счете, хорошего состояния здоровья и более-менее продолжительного времени для восстановления, то косметология развязывает руки стремящимся к идеалу. Один укол — нет морщинки на лбу, другой — губы увеличились в объеме, третий — и уходит вес из-за потери аппетита… Но так ли это все безобидно?

Окровавленные туристы

Ботулотоксин — самый сильнодействующий для человека бактериальный яд. В косметологии он используется для коррекции морщин, а введенный в желудок ботокс надолго создает ощущение сытости. Было немало случаев, когда после его применения у пациентов возникали серьезные побочные эффекты вплоть до паралича.


Зарегистрированы и смертельные исходы. Мать троих детей из Великобритании сделала операцию в Турции, и это решение оказалось фатальным. Во время глютео­пластики («бразильской подтяжки ягодиц») у женщины случился сердечный приступ, а через четыре дня она скончалась от жировой эмболии.

МИД Великобритании выступил с предупреждением о рисках подобных операций в Турции. Вместе с тем глютео­пластика, при которой пятая точка увеличивается за счет собственной жировой ткани пациентки (иногда ее забирают как раз из живота или других мест, которые клиент хочет уменьшить), остается востребованной процедурой во всем мире.

Жительница Финляндии Хаджин Сара Каримизаде отправилась за границу уменьшать грудь:

— Врач принял меня за другую пациентку и сделал операцию по уменьшению желудка. Появились осложнения — сепсис и внутрибольничная инфекция. Когда вернулась домой, попала в реанимацию и провела 3,5 месяца на больничной койке.

А вот так СМИ описывают рейсы из Турции в Европу:

— Аэропорты заполнены пассажирами, щеголяющими в бинтах, а вид окровавленных повязок на головах тех, кто перенес пересадку волос, столь же обычен, как чемодан на колесиках.

С другой стороны, и ситуация вокруг индустрии красоты на Западе вызывает много вопросов. В Британии, например, даже нет закона, определяющего квалификацию специалиста для проведения инъекций. Многие просто проходят короткие курсы, в том числе онлайн, и начинают «лечить» пациентов прямо у себя дома.
К слову, в прошлом году за красотой в Турцию приехали полтора миллиона человек, каждый в среднем оставил около двух тысяч долларов. Так что оборот этого бизнеса впечатляет.

Два лика индустрии

Культ красоты в Южной Корее ежегодно приносит в государственный бюджет около двух миллиардов долларов, а к 2027 году страна планирует привлекать до 700 тысяч пациентов в год. Правительство рассматривает косметические процедуры — от липосакции до передовой терапии стволовыми клетками — как отличный драйвер роста.


Впрочем, на индустрию красоты здесь негативно влияет напряженная местная политическая ситуация, однако это относится лишь к экспорту услуг. Для самих же корейцев ничего не меняется, не важно, кто у власти. Родители дарят дочерям-подросткам деньги на «двойную хирургию глаз», мужчинам рекомендуют уменьшить «квадратность» челюсти, и на каждом углу в Сеуле объявления призывают улучшить ту или иную часть тела с помощью скальпеля.
Однако не все так радужно, как в фотошопе. Пока клиники пластической хирургии процветают, 52 миллиона жителей Южной Кореи сталкиваются с медицинским кризисом. Врачи оставляют традиционные сферы ради прибыльного обслуживания любителей совершенства. Доходит до того, что за тяжелобольными некому порой ухаживать. Условия труда в больницах становятся все более изнурительными, а попытки решить проблему нехватки медперсонала провалились.
И это в Южной Корее, где и так весьма низкое соотношений врачей к населению (зато пластических хирургов тут с избытком). Бывший депутат Национальной ассамблеи и детский кардиолог Ин Сук Пак предупреждает:

— Система здравоохранения находится в ужасном кризисе, и он необратим. Правительству нужно правильно расставить приоритеты.

Растет отрасль пластической хирургии и в Китае, а Таиланд стремится стать лидером региона АСЕАН в сфере международных медицинских услуг. Королевство даже запустило новаторскую медицинскую визу на один год с возможностью многократного въезда.

Бум и zoom

Бум косметических процедур во многом спровоцирован интернетом. В видеоконференциях Zoom самое милое лицо зачастую кажется бледным, морщинистым и обвисшим. Диссонанса добавляют соцсети, где все хотят выглядеть молодыми, свежими и румяными. Запрос хирургам так и звучит: быть эффектнее во время видеозвонков. Стать версией себя из приложения. Ограничение прямого общения в ковидную пандемию и рост популярности онлайн-бесед также поспособствовали всплеску интереса к индустрии красоты.

— Во время кризисов или локдаунов люди испытывают стресс и стремятся сохранить привычный уровень жизни, где это возможно, — обращает внимание врач-хирург, косметолог, директор центра эстетической медицины (Минск) Сергей Козленко— Уход за собой — это как раз способ поддержать психологическое благополучие. Плюс в эпоху соцсетей даже в период ковида люди продолжали общаться и поддерживать имидж.


По наблюдениям Сергея Козленко, в нашей стране в период ковида спрос на процедуры по коррекции фигуры сильно упал, а вот по лицу даже прибавился:
— Видимо, с увеличением времени, проведенного перед камерами, вырос спрос на коррекцию зон, заметных в видеоформате, — лицо, шея, губы, скулы. Кстати, сегодня наблюдается смещение в сторону естественности. Пациентки теперь просят не большие губы, по которым издалека видно, что это результат работы косметолога, а чтобы они смотрелись свежо и не бросалось в глаза, что была процедура. Больше внимания стали уделять качеству кожи.
Как отмечает эксперт, после окончания пандемии за год вернулся и резко вырос спрос на процедуры по коррекции фигуры:
— Я считаю и всегда говорю пациентам, что лучше тренажерного зала ничего нет. Но не всем на него хватает времени и силы воли. Поэтому некоторые обращаются к аппаратным методам коррекции фигуры.
Клиентская аудитория косметологов и хирургов широка и разнообразна, но, анализирует Сергей Козленко, в Беларуси около 70 — 80 ее процентов — женщины:

— Чаще обращаются за широким спектром процедур — от уходовых (пилинги, маски) до инвазивных (ботокс, филлеры, липосакция). Растет и количество клиентов-мужчин, особенно в крупных городах.

По словам врача, в основном за anti-age процедурами обращаются пациенты в 30 — 45 лет. Как правило, это состоявшиеся люди со стабильным достатком. Возрастные изменения в этом периоде становятся более заметны. У клиентов 45+ запросы уже более радикальные: серьезные аппаратные методики и пластическая хирургия. Ну а у молодых людей до 30 популярна профилактика: чистки, уходы, лазерная эпиляция.

«Лекарства из холодильника»

В бразильском Сан-Паулу за последние несколько дней фармацевты отлично выучили, что имеют в виду грабители, когда требуют «лекарства из холодильника». Преступники охотятся за инъекциями для похудения, которые пользуются большим спросом.

Ожирение и одержимость имиджем у бразильцев идут рука об руку, а препараты с семаглутидом для многих недоступны по цене — около 200 долларов за месячный курс при среднемесячной зарплате около 300 долларов. При этом в богатых районах предостаточно тех, кто может себе позволить дорогое лекарство, а значит, и в аптеках там полно популярных препаратов. Банды даже нападают на грузовики, доставляющие эти лекарства. И уже появились специализированные преступные группировки, нацелившиеся на этот продукт.

В Беларусь за совершенством

Как сообщила пресс-секретарь Министерства здравоохранения Беларуси Юлия Бородун, в прошлом году только в государственные организации здравоохранения нашей страны по направлениям пластической хирургии и косметологии обратились более 690 иностранцев. Оказано услуг на 260 тысяч долларов.

Количество пациентов по сравнению с 2023‑м выросло на 20 процентов. Юлия Бородун также сообщила, что за этими услугами обращались граждане из Российской Федерации, Литвы, Туркменистана, Азербайджана, Сербии, Казахстана.

— Иностранцы чаще приезжают за сложными и дорогими процедурами (пластические операции, радикальное омоложение). Беларусь привлекает их относительно низкими ценами при высоком качестве услуг, — добавляет Сергей Козленко. — Наш рынок косметологии адаптируется к глобальным трендам с поправкой на экономические реалии. Основное стремление пациентов — сохранить уверенность в себе с помощью доступных и быстрых методов коррекции внешности. Поэтому наша отрасль «кризисоустойчивая» и будет развиваться дальше.

Врач вместо тренера

Пластические хирурги и косметологи давно перестали быть исключительно женскими доктора­ми в том смысле, что в мире среди их пациентов уже больше трети мужчин. Современные джентльмены интересуются стероидами, креатином, тестостероном, белковыми добавками, а также посещают процедуры для роста волос и для их удаления, а когда и этого становится мало, идут в клиники пластической хирургии.


Стандартные запросы — коррекция ушей и носа, подтяжка лица, создание «мужественного» подбородка, липосакция и те самые заветные кубики пресса, которые теперь могут быть созданы не накачанными мышцами, а собственным жиром.

С лица воду не пить

…Буквально в середине прошлой осени эксперты констатировали начало эпохи «балетного тела», и вот уже в конце зимы пластические хирурги объявили: теперь у них просят все чаще «песочные часы». То есть все, что «нахуделось» на препаратах, теперь в стратегических местах стремятся прикрыть слоем жирка, собственного или искусственного. А через полгода мода вновь изменится — и что, все отрезать обратно?

В наши дни новые стандарты распространяются через соцсети мгновенно, а не как раньше — через журналы и телерекламу. Этот маятник качается все быстрее, идеал ускользает все дальше. А ведь красота всегда была — и остается, как бы там ни было, — в глазах смотрящего.

СОВЕТЫ ОТ ЭКСПЕРТА

— Прежде всего надо выбрать «правильного» специалиста. Учтите его образование, опыт и специализацию. А он уже предложит нужные процедуру и препарат, — уточняет Сергей Козленко. — Обязательно изучите отзывы и рекомендации реальных пациентов. На первой консультации обратите внимание на то, как врач оценивает ваши запросы, объясняет риски и предлагает варианты.

При выборе процедуры эксперт советует четко сформулировать желаемый результат — процедура должна быть направлена на решение именно вашей проблемы:

— Избегайте кустарных условий. Процедуры должны проводиться в специализированных клиниках или кабинетах, соответствующих санитарным нормам.

Профилактика действительно важнее лечения. Внимательный выбор специалиста, процедуры и препарата поможет избежать осложнений и получить желаемый результат. Главное — не торопиться, задавать вопросы и доверять только профессионалам с хорошей репутацией.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter