Сборная против чемпионата

Российский хоккей в последние годы не может похвастать сколь-нибудь значимыми успехами. Олимпиада в Турине — четвертое место, чемпионат мира в Риге — вылет на стадии четвертьфинала. Это не результат для хоккейной сверхдержавы. Легендарный вратарь Владислав Третьяк, возглавивший в апреле Российскую федерацию хоккея (РФХ), мечтает возродить былое величие своей сборной на международной арене. И готов на многое. Даже на не популярные шаги. Он развернул борьбу с легионерами. Во время недавнего визита Третьяка в Минск, где он встретился с Президентом Беларуси Александром Лукашенко и председателем Белорусской федерации хоккея Владимиром Наумовым, добиться каких-то уступок для белорусских хоккеистов не удалось. В российском первенстве они, как и все другие иностранцы, будут считаться легионерами. Впрочем, как и россияне в чемпионате Беларуси. Чем вызвана борьба с легионерами? Как она влияет на уровень белорусского и российского хоккея? На эти вопросы отвечают известные хоккейные специалисты.

Легионеры —
корень неудач?
До конца этого сезона российские клубы могут иметь сколько угодно легионеров. Правда, бесплатно — только трех. За каждого “лишнего” необходимо платить. Со следующего сезона команда суперлиги сможет заявлять только трех иностранцев. И никакие деньги не помогут. Такое решение Российской федерации хоккея продиктовано “заботой о спортивной судьбе молодых россиян, зачастую не получающих даже малейшего шанса проявить себя в основных составах клубов”.
Руководитель Федерального агентства по физкультуре и спорту Вячеслав Фетисов в одном из интервью назвал засилье иностранцев “пагубной политикой”. Он подсчитал, что за год из России легионеры в игровых видах спорта вывозят около 600 миллионов долларов.
Как-то, разоткровенничавшись, Владислав Третьяк посетовал, что “в России играют одни иностранцы”: “Мы готовим к чемпионатам мира белорусов, готовим еще кого-то, потому что в России они не считаются легионерами. А потом на чемпионатах мира они выходят против сборной России и бьются в кровь”.
Противники лимита на легионеров часто приводят в пример НХЛ. Мол, и лига считается самой сильной в мире, и сборную Канады слабой никак не назовешь. “Надо понять простую вещь: хоккей в Северной Америке — это самостоятельная индустрия, которая ни от кого не зависит, в том числе и от государства, — считает исполнительный директор Белорусской федерации хоккея Сергей Савицкий. — Это бизнес, который приносит большие деньги. В России хоккей финансируется государством. Клубные интересы и чемпионат, по большому счету, государству безразличны. Главное, чтобы сборная хорошо выступала. Для этого надо, чтобы играли доморощенные хоккеисты. Часто местные игроки, ненамного уступающие легионерам, оказываются в запасе. Хотя при наличии игровой практики их уровень бы рос”.
Потери понесут все
Сегодня в российской суперлиге выступают 12 белорусских хоккеистов. Многие из них — на ведущих ролях в своей сборной. Однако, по мнению специалистов, удержаться в российских командах после введения лимита им будет непросто.
Белорусский тренер Андрей Сидоренко, работающий с резервом хабаровского “Амура”, имеет неплохую возможность наблюдать за хоккеистами из Беларуси в суперлиге: “Если легионеры стоящие, если сильнее местных хоккеистов, то они должны играть, — считает Сидоренко. — Думаю, из белорусов только трое могут не волноваться за место в российской команде на следующий год: Алексей Калюжный из омского “Авангарда”, Андрей Мезин и Дмитрий Мелешко из уфимского “Салават Юлаева”. Позиции остальных не так прочны”.
Американский тренер белорусской сборной Курт Фрейзер, долгое время работавший в НХЛ, отметил, “что введение лимита на легионеров не может усилить ни одно первенство”: “Для того чтобы чемпионат был сильным, необходим приток талантливых игроков”.
Солидарен с ним и Михаил Захаров, наставник трехкратного чемпиона Беларуси — минской “Юности”. По его мнению, жесткая политика России в отношении белорусских легионеров заставляет их менять гражданство, а также прекращать выступления за сборную. Захаров считает, что лимиты тормозят развитие как российского, так и белорусского хоккея: “Чтобы белорусский хоккей развивался, я бы вообще убрал лимиты, — рассуждает тренер. — Если доморощенный хоккеист слабее легионера, почему он должен играть? Сильнейшие всегда играют. Посмотрите на Канаду и США. Ни одному тренеру НХЛ и в голову не придет заговорить о лимите на легионеров. Это смешно”.
Меняем родину
 на гражданство
Варясь в собственном соку, белорусский хоккей вряд ли будет развиваться ударными темпами. Не случайно чемпионат Беларуси имеет статус открытого — сильному сопернику здесь всегда рады.
В этом смысле предложение Владислава Третьяка заявить белорусский клуб в высшую лигу чемпионата России, озвученное во время визита в Минск, выглядит заманчиво.
Так, минская “Юность” вызывалась участвовать в турнире еще перед началом этого сезона, когда о предложении Третьяка никто не знал и не думал: “Участие в российском первенстве пойдет на пользу белорусскому хоккею, — считает Михаил Захаров. — Однако, чтобы выступить достойно, нам необходима соответствующая база и финансирование”.
Владислав Третьяк отметил, что минимальный бюджет команды российской суперлиги, куда намерены попасть белорусы из “вышки”, — 4 миллиона долларов. Также существуют требования по вместимости арен. Владимир Наумов пообещал, что будет сделано все возможное для завершения строительства спорткомплекса “Минск-Арена” к июню—июлю 2008 года.
Не исключено, что в Беларуси создадут новую команду специально для участия в чемпионате России. В ней будут выступать белорусские легионеры, оставшиеся не у дел из-за лимита в российском первенстве.
Интересно, а могли бы руководители хоккейных федераций договориться, чтобы белорусские игроки не считались легионерами в России и наоборот? “Беларусь и Россия в хоккее — несопоставимые величины, — отмел этот вариант Сергей Савицкий. — Наших хоккеистов будет играть в России человек 10—15, а оттуда приедет в несколько раз больше”.
Так что хоккеистам приходится идти на всяческие ухищрения, чтобы играть там, где они могут и хотят. К примеру, форвард тольяттинской “Лады” Олег Белкин, белорус по паспорту, уже много лет не выступает за свою национальную команду, чтобы не стать “игроком, не имеющим права выступать за сборную России”. А совсем недавно 14 российских хоккеистов приняли белорусское гражданство. Теперь они не считаются легионерами в чемпионате Беларуси, а также могут выступать за сборную своей новой родины.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter