Сбор назначен у карьера

Российские дороги будут строиться из белорусских материалов. Чиновники московских ведомств каждый раз удивляются: почему стоимость строительства дорог в Брянской области всегда выше, чем у соседей? Не пахнет ли воровством? Однако причина прежде всего в том, что брянцы обижены природными ископаемыми. У всех регионов есть карьеры, где добывается щебень, а на Брянщину он всегда доставлялся из Украины, в последнее же время — из не самых ближних к Брянску карьеров Беларуси.

Но в последние годы удорожание перевозок начало сильно бить по карману. Как быть? Ведь остановить ремонт и строительство дорог невозможно. Через Брянскую область проходят две международные трассы, в том числе шоссе, протянувшееся до самого Бреста. Причем в последнее время водители начали замечать одну странность. Если на российской территории дорожное полотно тяжелые грузовики изуродовали глубокой колеей до такой степени, что машину бросает из стороны в сторону, то сразу же за границей оно выравнивается. Какое такое чудодейственное средство знают белорусские строители? Оказывается, никакого чуда нет, просто нужно соблюдать технологию. А кроме того, не позволять движение тяжелым фурам в жаркую погоду, когда асфальт плавится.
Но если последнее условие выполнимо и сегодня, то как все же быть с качественными строительными материалами? Неужели по-прежнему везти их за сотни километров? До последнего времени ничего утешительного брянским дорожникам не обещали, но на днях губернатор Николай Денин сообщил, что их отрасль ждут большие перемены. В соседней Гомельской области разведаны немалые запасы щебня. Во время встречи с белорусским руководством губернатор обсудил возможность совместной разработки карьеров. Проект расценили как выгодный для обеих сторон, но есть одна сложность. Причем она может придать и особую ценность сотрудничеству. До карьера нужно построить железнодорожную ветку длиной примерно в сотню верст. Для одной Гомельской области, как, впрочем, и для Брянской, такие вложения непосильны.
— Однако свое желание участвовать в проекте выразили уже и Орел, и Калуга, — говорит брянский губернатор Николай Денин. — Я встречался с белорусским Президентом, и он поддержал начинание. Его позиция такова: кто сколько вложит в новое дело, тот и будет владеть соответствующей частью предприятия.
Принцип проверенный и прозрачный. Насколько быстро удастся приступить к строительству железнодорожной ветки, теперь зависит от финансирования. Конечно, щебень из карьеров можно вывозить и большегрузными автомобилями, но это сильно повысит его стоимость. По мнению заместителя директора предприятия “Брянскавтодор” Евгения Краснова, затраты на железную дорогу окупятся довольно быстро, ведь потребность в щебне сегодня громадна. Российское правительство обещает уже с нынешнего года резко увеличить строительство и реконструкцию дорог, а дефицит материалов может подорвать эти планы.
— Да, в прежние времена мы получали щебень в основном из Житомирской области, но сейчас таможенные сложности препятствуют этой торговле, — пояснил Евгений Краснов. — К тому же грузовым поездам, которые идут с Украины, приходится делать громадный крюк в несколько сотен километров, чтобы доставить груз в город Новозыбков. Понятно, что в этих условиях мы должны укреплять экономические связи прежде всего с Беларусью. Я убежден, что совместная разработка карьеров в Гомельской области позволит сделать нашей дорожной отрасли сильный рывок. Не должна пугать и необходимость прокладки рельсового пути. При сегодняшних возможностях с этой задачей можно справиться за один год.
В Брянской областной администрации тоже полагают, что такая возможность есть. В конце концов, строительство железной дороги позволит загрузить заводы, даст работу сотням белорусов и россиян. Стальные пути тем крепче, чем больше товарных поездов по ним ходит. В этом убедились жители брянского села Новый Ропск, которому четыреста лет. Раньше железная дорога на украинский Новгород-Северский проходила через эти места, сейчас ее нет — разобрали по шпалам, по косточкам. Местные жители уже не ездят друг к другу в гости, не навещают родственников на Украине, хотя эту железную дорогу горбом своим выстроили их предки. Рассказывают, в мешках землю и щебенку для насыпи таскали. А уже после распада Союза движение поездов здесь железнодорожные министерства двух стран решили прекратить, потому что резко снизилось число пассажиров. Но если бы по этой ветке ходили товарные поезда, вряд ли кому-нибудь пришла бы в голову мысль разбирать рельсы. Проект совместной добычи щебня в Гомельской области, на взгляд специалистов, потому и обещает быть успешным, что основан вовсе не на политике.
Собственно говоря, при всех растущих объемах торговли мы еще только стоим на пороге взаимопроникновения экономик. В том, что оно будет полезным, никто из деловых людей не сомневается. Потому, например, в брянском райцентре Злынка появились предприятия, которыми владеют граждане Беларуси, а приграничные села все чаще помогают друг другу во время посевных и уборочных. Не случайно возник и проект открытия в Брянске большого Торгового дома Беларуси. Об этом на днях сообщил Николай Денин. По его словам, в нем будет представлена продукция всех отраслей экономики соседнего государства. Причем Торговый дом, по замыслу властей, будет знакомить с белорусскими товарами не только брянцев, но и всех их соседей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter