За что крупному преступному авторитету был вынесен суровый приговор

Сбежавший пленник вывел на банду

Организованные криминальные группы в конце прошлого века взимали дань с торговцев, грабили на дорогах, занимались выбиванием долгов. Ситуация начала меняться, когда пострадавшие, пересилив страх, стали обращаться в милицию с заявлениями на своих истязателей. Итоги — уголовные дела и приговоры.

Фото  pixabay.com

Алекс стал появляться наездами в Могилеве в начале 1990-х. Грамотная речь и хорошие манеры распахивали ему двери в солидные кабинеты. И это помогало проворачивать прибыльные дела. Россиянин открыл множество фирм на подставных лиц — тихих пьяниц, которые и не подозревали, что заправляют бизнесом. Через «коммерческие прокладки» гнал за границу продукцию местных предприятий, оттуда привозил дефицитные товары по бартеру. И не платил ни копейки налогов. Разбогател он быстро. 

В 1995 году Алекс прочно осел в Могилеве: построил коттедж в Заднепровье, купил несколько автомобилей, окружил себя свитой, возглавил мощную преступную группировку. Она обложила данью многих местных предпринимателей. 

Майор милиции в отставке Валерий Красовский, в то время работавший старшим следователем УБОП по Могилевской области,  вспоминает:

— Именно мне тогда пришлось курировать преступную группу Алекса. Умный, проницательный, изворотливый главарь умудрялся всегда выходить сухим из воды. Хотя у него нередко возникали конфликты с другими группировками — драки с поножовщиной и даже стрельбой. Его неоднократно задерживали, но каждый раз выпускали — доказать причастность к преступлениям не получалось. Потерпевшие и свидетели путались в показаниях, многое «забывали». 

Только в октябре 1999-го появилась серьезная зацепка против авторитета. В милицию прибежал окровавленный, страшно напуганный 23-летний могилевчанин Володя. Чудом ему удалось вырваться из коттеджа Алекса, где его избивали, требуя вернуть деньги, которые он якобы украл у «достойного лица».

Оказалось, несколькими днями раньше в Могилев приехал из Питера один из деловых партнеров Алекса. Остановился в гостинице «Турист», вечером отправился ужинать в ресторан при отеле, прихватив с собой все документы и деньги, — видно, не доверял горничным. Заведение было переполнено. Новые гости занимали свободные места. К питерцу подсела компания — три парня и девушка, а чуть позже пришедший в одиночку Володя. Человеком он был беспутным: не работал, не имел средств к существованию, но постоянно ходил по ресторанам в надежде, что кто-то нальет. Иногда наливали.

Владимир предложил респектабельному постояльцу отеля за выпивку и закуску «кое чем помочь». Гость города согласился обзавестись на вечер «помощником» — гонял Володю уточнять заказ к официанту, за сигаретами к бармену, заказывать любимую музыку. Вскоре вся компания за столиком, включая питерца, была изрядно выпившей. И в это время очередная песня, выбранная им, не понравилась молодым людям за соседним столиком. Началась словесная перепалка, переросшая в драку. Персоналу ресторана не удавалось разнять враждующие стороны. Вскоре драчуны переместились в фойе, а когда инцидент был исчерпан и все разошлись, Володя увидел на ступеньках гостиницы паспорт своего щедрого нового друга. Обрадовался и предположил, что в благодарность россиянин нальет ему еще водки. Но вышло по-другому.

Когда Володя заглянул в номер питерца, его хозяин не то что благодарности не выказал, наоборот — озверел: где десять тысяч долларов, которые лежали в кармане вместе с паспортом? Пришедший бедолага божился и клялся, что никаких денег и в глаза не видел. Более того, испугался и попытался вырваться из внезапного плена, но россиянин держал несчастного крепко. Затем вызвал по телефону Алекса. Тот приехал на своем шикарном «Мерседесе». Вдвоем мужчины запихали в машину перепуганного горемыку и покатили в лес. 

На поляне их дожидалась еще одна машина с бандитами. Володе дали лопату, велели рыть себе могилу. От страха он потерял сознание, а когда очнулся, оказалось, что яму уже кто-то выкопал, а сам он лежит внутри, присыпанный землей.

Его подняли на ноги, стали жестоко избивать. Шапочка, которую ему надели на голову, быстро пропиталась кровью. Бандиты потребовали у парня адрес, где живет, повезли домой, все там перерыли. Конечно, ничего не нашли. Затем выбили адреса друзей. Лучшему другу Владимира Сергею удалось из своей квартиры скрыться, но его жилье все равно обыскали. Ездили еще к нескольким приятелям. Поняв, что все поиски тщетны, окровавленного парня повезли в коттедж к Алексу. Кстати, на тот момент бандиты уже были уверены, что Володя к краже денег не причастен, и пообещали: если назовешь имя вора, умрешь легкой смертью. 

Время от времени хозяин коттеджа и его гости пинали парня ногами просто для вымещения злобы. Позже большинство обитателей коттеджа разъехались по делам, с Володей остались двое. Они начали бросать в молодого человека бутылки, потом отлучились. Пленник этим воспользовался и вырвался из страшного дома. Куда бежать? Конечно, в милицию. Только там помогут, здраво решил он. 

На очной ставке Володя сразу узнал своих обидчиков, хоть те клятвенно уверяли, что к преступлению не причастны. К тому же в коттедже Алекса обнаружили улики — кровавые пятна, волосы потерпевшего. 

Но еще требовалось доказать, что это действительно был разбой с вымогательством, а не незаконное востребование долга. Старшему следователю Валерию Красовскому пришлось разыскать настоящего вора — парня из той самой компании, которая сидела за одним столиком с питерцем и Володей. 

Оказалось, обычный заводской работяга, увидев, что во время драки из кармана россиянина выпал внушительный пакет с долларами, тут же подобрал его и исчез. Вскоре после этого он отправился отдыхать в Сочи, где направо и налево разбрасывался деньгами. Но в итоге ему пришлось нести ответ за присвоение найденного. Впрочем, наказание было условным. 

Зато во время расследования дела о вымогательстве всплыли и другие эпизоды из бурной жизни Алекса в Могилеве. В частности, в одно из местных казино однажды он приезжал искать своего обидчика с друзьями, вооруженными гранатами и автоматами Калашникова. Увы, владелец заведения не стал откровенничать со следователем, так что этот эпизод доказан не был. 

Алекса приговорили к восьми с половиной годам лишения свободы, одного из его ближайших помощников Тимура — к восьми. Оба провели в белорусской колонии меньше половины срока, затем их перевели отбывать наказание в Россию. Кстати, еще до суда из города исчезли все участники группировки Алекса — куда-то уехали. А сам он, освободившись, обосновался в России. 

Валерий Красовский подводит итог:

— Сегодня совершение такого дерзкого преступления было бы невозможно. Но тогда, в октябре 1999-го, преступники таскали несчастного Володю по разным квартирам, везде учиняя погромы, не боясь свидетелей, знакомых. Представители группировки кричали, шумели в каждом подъезде, на улице под окнами. Бандиты чувствовали себя уверенно, знали, что в милицию никто не обратится: все опасались расправы. Сейчас в подобных ситуациях люди ведут себя совсем по-другому: нередко сами пытаются вмешаться в конфликт, заступиться за жертву, звонят в милицию. В этом есть и заслуга тех, кто работал и работает в правоохранительных органах. 


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter