Единоличное решение канцлера Германии Ангелы Меркель привлечь к суду комика разделило общество

Сатира, расколовшая Германию

Где проходит граница (если хотите, называйте ее тонкой красной линией) между сатирой и оскорблением, будет выяснять немецкий суд. Это практически единоличное решение канцлера Германии Ангелы Меркель разделило общество: как показывают опросы общественного мнения, 66% населения его не поддерживают. Более того, ослабленная разногласиями по миграционному кризису правящая коалиция раскололась еще больше — после того как входящие в ее состав партии не смогли прийти к консенсусу, Меркель взяла ответственность на себя и объявила: суду быть!


...Эта история началась несколько недель назад, после того как в сатирической программе канала ARD один комик наложил на мелодию популярной в Германии песенки слова критики против турецкого президента Эрдогана. В Анкаре этот случай сочли оскорбительным и вызвали в МИД посла Германии. В ответ на это другой комик Ян Бремерман решил «проверить границы свободы слова в Германии» в сатирической программе другого канала ZDF и прочитал поэму «Оскорбительная критика», тоже направленную против турецкого президента. Перед чтением он отметил, что сейчас сделает то, что считается незаконным. Результат? Возбуждение дела по статье 103 Уголовного кодекса Германии, прекращение деятельности на месяц (это инициатива самого Бремермана), полицейская охрана у дома (сторонники президента Эрдогана, которых в Германии с ее огромным турецким населением немало, угрожают артисту) и расколотое общественное мнение. Впрочем, расколотая Германия — тренд последнего года, не сатирик Бремерман его породил, но то, что сейчас этот раскол обострился — прямая заслуга Бремермана.

Если вы смотрели фильм «Кабаре» с великолепной Лайзой Минелли, то догадываетесь, о чем речь. Культура кабаре в Германии по–прежнему жива и по–прежнему популярна. Политическая сатира — тоже. Но статья 103, предусматривающая лишение свободы до трех лет или денежный штраф за оскорбление руководителя иностранного государства, сохраняется. За всю историю Германии по ней никто никогда не был осужден. Для возбуждения уголовного дела нужно соблюдение двух условий: 1) просьба главы иностранного государства (президент Турции такую просьбу в судебные органы ФРГ направил), 2) согласие правительства Германии на уголовное преследование своего гражданина. В 1967 году шаха Ирана, приехавшего в Западную Германию с визитом, встретили плакатами «Персия — концлагерь», за что он хотел привлечь изготовителей плакатов к ответственности по все той же статье 103. Но власти Западной Германии убедили его этого не делать. Так что нынешнее дело против Яна Бремермана — прецедент. Который к тому же рискует остаться единственным в своем роде: Ангела Меркель заявила о том, что данная уголовная статья не слишком демократична и не соответствует реалиям сегодняшнего дня, а потому к 2018 году из УК исчезнет.

Но разделилось общественное (и политическое) мнение совсем не по поводу художественных достоинств поэмы «Оскорбительная критика». Большинство экспертов и зрителей злосчастной программы сходятся в том, что поэма действительно оскорбительна (в телефонном разговоре с премьер–министром Турции Ахметом Давутоглу фрау Меркель назвала ее «умышленно уничижительной»), вульгарна и переходит границы хорошего вкуса. Не стоило Бремерману ее читать. Через два дня после выхода программа была изъята из медиатеки канала ZDF, а затем стало известно, что около 20 человек обратились в правоохранительные органы ФРГ с просьбой привлечь Бремермана к судебной ответственности за «оскорбление госорганов и официальных представителей иностранного государства» (та самая статья 103). Так что президент Эрдоган даже не был первым.

Главным вопросом в данном случае оказался не этический, а политический. После заключения соглашения ЕС — Турция, главным сторонником которого была как раз Ангела Меркель, если она не критикует Турцию, ее подозревают в «прогибе» (именно это слово употребил глава медиаконцерна Axel Springer Матиас Депфнер, назвавший поэму Бремермана шедевром), а саму Турцию — в политическом шантаже. То, что сегодня ЕС и Германия оказались зависимыми от Турции, — для них неприятный, но факт. К тому же 23 апреля Ангела Меркель и руководители ЕС Жан–Клод Юнкер и Дональд Туск едут в Турцию для того, чтобы на месте ознакомиться с тем, как выполняются условия соглашения (и принять решение о возможности введения безвизового режима в ЕС для граждан Турции). В данных условиях немецкая сатира в отношении ключевого партнера не просто неуместна, но и, как видим, уголовно наказуема. Немцы своим канцлером недовольны, но поделать ничего не могут: выборы еще не скоро. Зато Ян Бремерман, который хотел исследовать границы свободы слова, теперь точно знает, где они проходят.

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 72 (24954). Вторник, 19 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter