Сатанинская ревность

ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ, совершенное в начале августа 2012 года в одном из домов по улице Дзержинского в Гродно, шокировало нормальных людей. Такое в голове не укладывалось. Подобного не могли припомнить даже немало повидавшие на своем веку опытные оперативники, которым по роду деятельности приходилось раскрывать очень тяжкие злодеяния. Но самым страшным в преступлении было то, что, как потом выяснилось, совершил его не безумец, а здравомыслящий, образованный, начитанный молодой человек.

Не удовлетворившись убийством двоих, разъяренный мужчина сварил голову поверженного соперника и забрал ее в качестве трофея

ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ, совершенное в начале августа 2012 года в одном из домов по улице Дзержинского в Гродно, шокировало нормальных людей. Такое в голове не укладывалось. Подобного не могли припомнить даже немало повидавшие на своем веку опытные оперативники, которым по роду деятельности приходилось раскрывать очень тяжкие злодеяния. Но самым страшным в преступлении было то, что, как потом выяснилось, совершил его не безумец, а здравомыслящий, образованный, начитанный молодой человек.

В квартире, куда следственно-оперативная группа прибыла по вызову, лежал труп молодой женщины. На теле погибшей виднелись многочисленные колото-резаные раны. Хозяин, которому принадлежало жилье, куда-то исчез. Жильцы дома рассказали, что видели, как накануне неизвестный мужчина, на одежде которого были видны следы крови, выбрасывал в мусорный контейнер какие-то странные предметы. Вывернув содержимое контейнера, сыщики обнаружили первую страшную находку — мешки с кусками человеческого тела.

Вскоре удалось установить и имя погибшей. Ею оказалась Мария Веселовская (имена и фамилии изменены).  Она была прописана в Жлобине, муж — житель Вилейки Николай Селезнев. По приметам, которые сообщили свидетели, выходило, что именно мужа убитой они видели недалеко от места преступления.

Ориентировка на подозреваемого тут же была направлена в органы внутренних дел. Его опознали на железнодорожном вокзале, когда он садился в поезд Гродно—Барановичи. К месту назначения доехать Селезнев не успел — задержали в Волковыске. В его сумке нашли вываренный человеческий череп.

...Гродненец Валерий Буйко познакомился с супругами Николаем Селезневым и Марией Веселовской по Интернету. Их связывали общие интересы — все трое увлекались оккультизмом и сатанизмом. Сначала переписывались через Всемирную паутину, позже — встретились. И надо же: между Валерием и Марией неожиданно вспыхнул огонек взаимной симпатии.

Поэтому, а может, и по какой-то иной причине, но семейная жизнь Веселовской и Селезнева дала трещину. Семья на глазах распадалась, но Николай никак не хотел мириться с этим. И когда однажды жена исчезла, Селезнев догадался, где ее надо искать. Прощать измену было не в его правилах. Ревность гнала в Гродно. Разговор по душам предстоял вовсе не миролюбивый. Зная, что Буйко крепче его и сможет за себя постоять, вооружился ножом и молотком.

Оказавшись на площадке многоквартирного дома, первоначально убедился в наличии дверных глазков у соседей. После чего достал нож, спрятал его за спину и позвонил в квартиру соперника.

— Кто там? — послышался из-за двери голос Валерия.

— Открывай! Это сосед. Есть дело.

Ничего не подозревающий Буйко распахнул перед «гостем» дверь. Увидев вещи жены и поняв, что она здесь, Николай пришел в ярость. Сразу ударил хозяина квартиры кулаком в лицо, а когда тот замахнулся на него — ножом в живот. Потом бил и бил до тех пор, пока поверженный соперник не упал к его ногам. На шум выскочила Мария. Муж набросился на жену. Всего, как было установлено судмедэкспертизой в ходе следствия, Селезнев нанес женщине пятнадцать ножевых ранений, одиннадцать из которых — смертельные.

Лишив двоих жизни, убийца не спешил покинуть место преступления. Ножом и кухонным топориком он принялся кромсать тело хозяина квартиры. Отрезав ему голову, Селезнев сварил ее в кастрюле и бросил череп в свою сумку как трофей, а расчлененный труп мужчины выкинул в мусор. Туда же пошла и окровавленная одежда. Затем убрал в квартире, тщательно вымыл полы, мебель. Если бы не труп женщины, который он решил почему-то оставить в квартире, ничто бы здесь не напоминало о разыгравшейся трагедии. «Если не удастся замести следы, рвану в Рашку или Европу», — написал через сутки убийца в электронном письме друзьям.

А ведь оказаться в руках работников правоохранительных органов садист мог прямо на месте преступления, когда, выбросив останки трупа, не смог попасть обратно в квартиру из-за захлопнувшейся двери. Пришлось просить телефон у прохожего и звонить в службу, занимающуюся экстренным открыванием дверей. Прибывшему слесарю он соврал, что квартиру снимает, а руку, дескать, повредил при уборке комнаты. Пронесло. Слесарь, видимо, поверил в сказку преступника и не стал сообщать о подозрительном жильце в милицию.

Прихватив кое-что из вещей убитого — походную палатку, теплую куртку, аккумуляторные батареи, зарядное устройство, — возможно, для того чтобы в случае опасности отсидеться в лесу, а также его документы, Селезнев отправился на автобусную остановку. Порезанная во время потасовки рука давала о себе знать нестерпимой болью, и прямо с остановки Николай, представившись Валерием Буйко, вызвал «скорую». Медикам пояснил, что руку травмировал в драке с неизвестными парнями. На вопрос, зачем тащит столько вещей, ответил, что собрался в поход. Врачи, как и перед этим слесарь, приняли его слова за правду.

Зато перед знакомыми Селезнев не таился, вовсю бахвалясь своим «геройством». В отправленных в Москву и Санкт-Петербург «эсэмэсках» он писал: «Я убил двоих ублюдков», «Он умер как свинья, не смог с честью принять свой конец». Мог ли нормальный человек писать такое, в своем ли рассудке он творил черное дело? Специалисты, исследующие такое явление, как сатанизм, говорят, что без влияния бесов здесь не обошлось. Кстати, среди вещей Николая были найдены согнутые кресты и перечеркнутые иконы.

Впрочем, психолого-психиатрическая экспертиза сделала вывод, что в момент совершения убийств он отдавал отчет своим действиям. А значит, должен в полной мере нести наказание за совершенное преступление.

По словам государственного обвинителя, старшего прокурора отдела по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам прокуратуры Гродненской области Людмилы Герасименко, следствие было непростым. Для выяснения мотивов, побудивших молодого человека совершить преступление, допрошено более двадцати свидетелей, как хорошо знавших обвиняемого или погибших, так и мало с ним знакомых. Устанавливались обстоятельства, не только предшествовавшие трагедии, но и имевшие место задолго до нее, круг интересов и увлечений подсудимого и погибших. Подробнейшим образом исследованы письменные материалы семитомного уголовного дела, допрошены специалисты.

В ходе судебного разбирательства в полном объеме нашли подтверждение факты совершения подсудимым умышленного убийства двух лиц с особой жестокостью, надругательства над трупами, хищения имущества и документов. Мотивом совершенного убийства стала ревность. Увлечение преступника оккультными течениями (сатанизмом)  лишь добавило жестокости и циничности его действиям, в том числе после совершенного убийства.

Как рассказала Людмила Александровна, в ходе судебных заседаний подсудимый вел себя, на удивление, довольно спокойно. За весь судебный процесс она не увидела в глазах и поведении обвиняемого искреннего раскаяния. Стараясь уйти от ответственности, он говорил, что в момент совершения преступления находился в состоянии аффекта и не отдавал отчета своим действиям. Убийство заранее не планировал. Жену он очень любил и без нее не мыслил жизни. Поэтому убивать ее не хотел. Все вышло случайно. После учиненного преступления, поняв, что натворил, хотел покончить жизнь самоубийством. Но действия и факты говорят об обратном.

Интересно, что все подшитые к материалам уголовного дела характеристики — по месту жительства и работы, учебы в гимназии и университете — показывают его только с положительной стороны. В школе и вовсе был отличником. Ранее никогда не привлекался ни к уголовной, ни к административной ответственности. Истинное лицо преступника, полагает прокурор, долгое время скрывалось за этими положительными характеристиками. И во время экстремальной ситуации они раскрылись, как говорят, во всей своей «красе».

Велико было горе родителей погибших молодых людей. Поэтому неудивительно, что они, как и государственный обвинитель, требовали для преступника исключительной меры наказания — смертной казни. И областной суд вынес такой вердикт. Верховный суд, куда подал кассационную жалобу Селезнев, не нашел повода для отмены и смягчения приговора. Осталась без удовлетворения и просьба убийцы о помиловании, написанная им на имя Президента Беларуси…

Геннадий ГИЛЬ, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter