Свобода слова для овладевших сим искусством есть краска, которая даже коричневое превращает в белое

Сара Бара-Бу

Что такое демократия и свобода слова для тех, кто этими искусствами овладел, что называется, по праву рождения? Способность лгать, не краснея, и выдавать за белое все, на что укажет продюсер.


Помните корреспондентку Би-би-си в Москве Сару Рейнсфорд, в числе прочих «отметившуюся» на Большом разговоре с Президентом в Минске? Ей не продлевают российскую визу — и об этом криком кричат все западные и прозападные медиа. Мне вот тоже шенген нынче не дают… а ведь я вопросы умею ставить лучше, с бумажки не читаю, импровизирую, когда нужно… но ни одна западная п…пропагандистка об этом — ни строчки.

Двойные стандарты? Нет, все гораздо хуже. История, как оказалось, началась еще в 2019 году: «Журналисту российского информационного агентства вместе с семьей пришлось выехать из Великобритании, поскольку они так и не дождались продления своих виз и каких-либо объяснений причин такого отношения, — сообщила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. — При попытке выслать на замену других корреспондентов в выдаче виз журналисту британская сторона отказала, и снова без какой-либо мотивировки».

С тех пор Россия предупреждала Великобританию о зеркальных мерах. Российский МИД предупреждал и Сару, что у нее заканчивается виза. Заканчивается совсем, 31 августа. «К сожалению, нас не услышали», — подвела итог Захарова. И российскую визу Рейнсфорд решено не продлевать.

«Меня высылают, — лжет Сара, — и мне сказали, что я никогда не смогу вернуться». «Высылка Сары Рейнсфорд — это прямое нападение на свободу СМИ», — лжет Тим Дейви, генеральный директор Би-би-си. «Российские власти предписали ей покинуть страну», — лжет само Би-би-си. «Разозлившую Лукашенко журналистку BBC высылают из России», — лгут многие «независимые» медиа, особенно охотно — свои, пальцем пиханные.
Далее: итак, Рейнсфорд и ее руководство знали, что работать ей осталось до конца лета. Отчего же тогда не отправить ее в Минск, не дать бумажку от продюсера с «острым» вопросом? Не использовать, как в последний раз? Вариант-то беспроигрышный: не продлят визу, можно будет сказать, что это — месть за вопрос. И Беларусь пнем, и Россию — одним каблучком отработавшей уже свое Сары.
 Так и сделали. Так и получилось — вернее, так все, лояльные к Би-би-си, и стали писать. Хотя правда — она ведь проще простого. Но из нее выжимают, «как режимы преследуют свободу», выжимают досуха.

Искусством все, даже коричневое, называть белым успешно овладевают и наши бчб-интеллигенты, интеллектуальные протестуны, и особенно правые защитники.

«Мяне завуць Наста Лойка, i калi вы глядзiце гэта вiдзео, значыць мяне затрымалi. Шмат гадоў я займаюся праваабарончай дзейнасцю i толькi за гэта мяне можна караць i судзiць па беларускiм заканадаўстве. У той жа час я дзейнiчаю ў адпаведнасцi з мiжнароднымi стандартамi, Дэклярацыяй аб праваабаронцах ААН i iншымi дакументамi, якiя ратыфiкавала Рэспублiка Беларусь. Таму я лiчу, што нiякай вiны за мной няма».

Это кино заранее (как уже делал один меценат и филантроп, ныне истопник) записала защитница прав. Что из ее слов следует? Что она в гробу видала законы своей страны. Что для нее жизнь определяют международные стандарты. Что она (а не суд) будет решать, есть вина или нет.

На крайний случай, полагаю, Лойко бы согласилась на решение продюсера Би-би-си или нашего истопника, но никак не меньше. Все другое — это «пытки и репрессии», а также «высылка и нападение на свободу».
Суд Центрального района г. Минска вынес решение: «Признать медиа-ресурс ТUТ.ВY и его аналоги в социальных сетях и мессенджерах экстремистскими». Поток, рванувший с вентилятора, описанию поддается трудно. Хотя экстремизм просто тутбаек давно очевиден всем: и нормальным, и протестунам, и бэчэбанутым.
И начинается вот что. Одной рукой нынешние экстремисты пытаются себя возвеличить: «Объявлена вне закона, стирается история независимой Беларуси, описанная журналистами в материалах, фото и видео», — никак не меньше.

Себя оправдать: «Судьбу как минимум 720 тысяч материалов на портале определила экспертиза, которая уместилась на каких-то 70 страницах». Так ведь ложки дерьма достаточно, чтобы даже цистерну меда испоганить. Что вы своими руками и сделали.

Понаглеть: «Журналисты заслужили слова благодарности за свою работу, а не преследование». И прикинуться тупыми: «Мы считаем сегодняшнее решение суда незаконным». Как будто не демократы (и не они) всю дорогу призывают считать суд высшей и неоспоримой инстанцией.

А другой рукой они рассылают в интернет методички, как удалить экстремистский контент изо всех соцсетей, мессенджеров, «страничек и стен», отовсюду. Как почиститься от многолетней грязи. Иначе говоря, «свою историю» они сами-то признали экстремистской (полагаю, давно). Но публика по-прежнему должна считать, что «Сару выслали», а «просто тутбайки — это история Беларуси».

И они снова лгут, будто уже не могут без этого: «Десятки наших коллег задерживали, судили, сажали. Но они принимали эти риски ради читателей и своей веры в профессию» — нет. Ради денег. Ради позы. Ради мести. Ради власти. И еще больших денег. Вот ради чего они все это делали — раньше.
А сейчас — от безысходности. От потери работы, родины, отсутствия перспектив. И из мести, хоть это и жалко выглядит.
Сара — та хотя бы честно признается: «Для меня лично это катастрофа». Сару напоследок попользовали — и забудут о ней через месяц, вот увидите. То же самое будет и со всеми теми, кто продолжает втирать нам про демократию и свободу слова. Прикрывая тем самым свой интерес, свой экстремизм, свой терроризм.

Может, в мировом масштабе и не так скоро… но в местном белорусском — вот увидите, на наших глазах вся эта грязь развеется и опадет пылью. А пока — да, накипело.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter