Сапоги в авторитете

Во-первых, он постоянно стремится быть среди простых людей, в трудовых коллективах, студенческих аудиториях. Во-вторых, говорит с каждым собеседником о том, что его волнует, — откровенно, образно, приводя примеры из их и своей жизни. Ну и, в-третьих, при этом, извините, не потеет от волнения и неизбежности краха, не шуршит заранее написанными помощниками текстами, не мучается в поисках ответа на внезапно поступивший неудобный вопрос.

Мне рассказывали, как Семен Шапиро, председатель Гродненского облисполкома, умеет владеть любой аудиторией буквально с первой минуты.

Во-первых, он постоянно стремится быть среди простых людей, в трудовых коллективах, студенческих аудиториях. Во-вторых, говорит с каждым собеседником о том, что его волнует, — откровенно, образно, приводя примеры из их и своей жизни. Ну и, в-третьих, при этом, извините, не потеет от волнения и неизбежности краха, не шуршит заранее написанными помощниками текстами, не мучается в поисках ответа на внезапно поступивший неудобный вопрос.

Узнаю Семена Борисовича. Еще в бытность министром сельского хозяйства и продовольствия он также был близок, извините за высокопарность, к народу. Благодаря прежде всего этому несомненному дару управленца отрасль он, конечно, знал (да и сейчас знает!) как свои пять пальцев. Это уж потом на весы доверительного и полезного диалога ложились его богатейший практический опыт, блестящее экономическое образование.

Вот уж у кого обязательным атрибутом в служебном автомобиле были обыкновенные резиновые сапоги, так это у недавнего нашего министра. Замечу, что находились они там не по велению моды или потому, что возить с собой удобную народную обувь требует Президент. Отнюдь. Семен Шапиро мог в любое время суток назвать водителю маршрут и без предупреждения заехать на самую удаленную ферму или крупный животноводческий комплекс. Там он, без шумного местного эскорта, в этих самых сапогах, вникал в мельчайшие детали и заглядывал в самые укромные, а потому порой неприбранные и не доведенные до ума уголки, беседовал на равных с животноводами.

А потом, собственно, начиналось самое интересное, я бы назвал это «урок Шапиро». Когда поднятый по тревоге начальник райсельхозпрода, а то и сам председатель райисполкома срочно прибывали на внепланово проверяемый министром объект, Семен Борисович просил показать, где на этой ферме включается свет. Он даже при этом не обращал внимания на то, во что обут местный чиновник… Далеко не каждый мог с первого раза, без подсказки решить простейшую задачку, после чего не стоило искать в его машине какую-нибудь рабочую обувку, кроме, возможно, охотничьей…

Когда Семена Шапиро назначили председателем Гродненского облисполкома, чисто кабинетные управляющие от агрокомплекса (которых, справедливости ради, осталось не так и много) пяти других областей, говорят, облегченно вздохнули. Но ненадолго, потому что и у нынешнего министра сельского хозяйства и продовольствия Михаила Русого, знаю точно, есть свои способы отличить, извините за такие определения, «сапожные» зерна от «беловоротничковых» плевел…

МНЕ лично симпатичен такой стиль управления в агрокомплексе. Знаю многих и многих приверженцев подобного стиля в районной «вертикали». Но, на мой взгляд, на своеобразную классику, по образцу урока Шапиро, только на районном уровне, может претендовать школа управления Мечислава Морхата, председателя Шарковщинского райисполкома.

— Знаете, меня мой отец учил простым крестьянским и человеческим азам: никогда, кем ты ни станешь, не чурайся простого труженика, — говорил мне Мечислав Викторович, когда этим летом мы вместе со строителями, другими заинтересованными сторонами по квадратному метру буквально исследовали территорию подлежащей реконструкции фермы и прилегающих земель. — Трудяга тебя и научит, и защитит, и на путь истинный направит. В этом и есть для меня правда жизни.

Бывает, еще и петухи не прокричали, а машина председателя райисполкома уже спешит на ферму. Даже если там еще никого, кроме сторожа, нет, Мечиславу Морхату достаточно увиденного для того, чтобы сделать определенные выводы. Успеть поздним вечером к комбайну, последним уходящим из загонки, в обеденный перерыв — к механизаторам, чтобы вместе отведать горячий обед в поле, по дороге обязательно заглянуть в один-два сельмага, чтобы обстоятельно потолковать с сельчанами, зайти в дом, где отпевают покойного — заслуженного колхозника или просто почившего не ко времени земляка…

Зачем это нужно председателю райисполкома при стольких-то заместителях и помощниках, достаточно солидном аппарате? Ну, во-первых, наказ отца, как он сам сказал. А во-вторых, ни один исполком, ни один семинар, ни одно мало-мальски серьезное совещание Мечислав Викторович не начнет проводить, пока сам всю тему, по-военному говоря, не проползет на брюхе, не проговорит ее с сельчанами — в трудовых коллективах и просто «с первым встречным».

«ЛЮДИ и земля — вот что главное! — сказал Президент Беларуси на совещании о повышении эффективности работы с обращениями граждан, когда речь зашла об острых сельских проблемах. — Идите к людям!», — обратился он к чиновникам всех рангов.

И  еще  позволю  себе  процитировать  Президента  Александра Лукашенко: «Я должен идти в сапогах туда, где меня не ждут. И не дай бог, губернаторы не увидят того, что увижу я…»

Те представители областной и районной власти, которых я упомянул в этой колонке, увидят,   уверен, в своих регионах недостатки раньше Президента. Потому что они открыты и искренни с земляками и всегда с ними в конструктивном, хотя порой и нелегком, диалоге. Этот стиль работы приходилось наблюдать и у премьер-министра, его заместителя по агропромышленному комплексу, министров, председателей райисполкомов, сельхозуправленцев.

В их командировочном гардеробе всегда в авторитете — сапоги. И свет на ферме они способны включить без посторонней помощи…

Сергей МИХОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter