
Пока Александр готовится к состязаниям в Рио, мама Галина Иосифовна болеет за сына дома:
— А я ведь Сашку на первые в жизни соревнования не пустила. Испугалась, что вовсе ослепнуть может, если травма случится. И вот уже лет двадцать, как вместе с ним душой и сердцем на тренировках, чемпионатах и Паралимпиадах.
Те соревнования по футболу были в Минске, когда Саша еще учился в специализированной школе-интернате. Парень тайком от матери ходил на противопоказанные ему тренировки. А когда команду, в которой он был главной спортивной надеждой, отправили на серьезный турнир, тайное стало явным. Галине Иосифовне позвонила взволнованная директор школы и вместе с матерью они образумили парня: нельзя ему рисковать остатками зрения, не стоит идти в большой спорт.
— Самое удивительное, что тогда команда в Минск так и не доехала, автобус по дороге сломался. Дети говорили, что это во всем Трипуть, который не поехал, виноват, — с улыбкой вспоминает Галина Иосифовна.
Парень, однако, оказался настойчивым, он всерьез увлекся легкой атлетикой и уже в восемнадцать лет со своей первой Паралимпиады в австралийском Сиднее привез серебряную медаль в метании копья. Понял, что спорт — это его путь к самоутверждению, и пошел дальше. 2004 год стал для Трипутя звездным. На Паралимпиаде в Афинах он берет золото! И на этом не останавливается, выходит на старт в семиборье. В первой же дисциплине, прыжках в длину, получает серьезную травму — трещину в пятке. Но продолжает выступления, через неимоверную боль добегает до финиша и... теряет сознание. Серебро не отдает никому.
— Я испытала шок, когда Сашку привезли с Паралимпиады на костылях. У меня — слезы, а он весь светится от счастья — победитель вернулся!
Эта звездная Паралимпиада принесла Трипутю, у которого на тот момент остался только один процент зрения, не только уверенность в своих силах, но определенную материальную прочность. Сдвинулся с места тупиковый жилищный вопрос, Саша смог переехать от родителей в кооперативную однушку. Кто же мог знать, что в этой долгожданной квартире радость новоселья обернется бедой?
Александру вздумалось самому отрегулировать спутниковую антенну за окном. Одно неосторожное движение — и парень сорвался с четвертого этажа. Очевидцы вызвали “скорую”. Экстренная операция в Гродно позволила спасти жизнь, но с тяжелейшей травмой позвоночника врачи рекомендовали увезти спортсмена домой в инвалидной коляске.
О тех жутких долгих месяцах реабилитации Галина Иосифовна старается не говорить — плачет. Сказать, что им с сыном было трудно, — ничего не сказать. Но тяжелее физической травмы для Саши стало забвение: из его жизни вдруг исчезли многие знакомые, о паралимпийце забыли. Осталась один на один с искалеченным парнем только мать. Впоследствии он перенес семь тяжелейших операций в Минске, но ходить, к сожалению, пока так и не смог.
В квартире, куда Трипуть успел завезти только две кровати — себе и матери, стол и стулья, родственники собрали спортивный уголок. Кто-то принес бывшую в употреблении шведскую стенку, кто-то самодельную стальную перекладину для подтягивания, старенькую кушетку.
Конечно, все, что положено инвалиду по закону, Саша получал, но для того чтобы попытаться встать на ноги и тем более вернуться в большой спорт, этого было мало. Для начала ему нужны были хорошая инвалидная коляска и тренажер.
В 2013 году в Беларуси состоялся беспрецедентный фестиваль бега “Кубок вызова” в поддержку Трипутя. “Саня, верим!” — эти простые искренние слова тогда украсили футболки Александры Герасимени, Алины Талай и еще многих именитых и начинающих спортсменов из почти трех тысяч участников. Так у Саши появились жизненно необходимые коляска и тренажер
— Помощь нам пришла от Сашиных друзей-спортсменов. Он ведь сам очень добрый, отзывчивый парень, вот и ему воздалось, — говорит Галина Иосифовна.
Чтобы было понятно, насколько сильна в этом парне жажда жизни, Галина Иосифовна рассказывает такой случай.

— Я порой поражаюсь его жизненной стойкости, ведь такой крест несет! А он еще меня успокаивает и поддерживает. Сам в магазин ездит, сам себе готовит, еще и меня частенько обедом кормит. Сказал, что ему не нужна сиделка. Саша всего привык добиваться в жизни сам, — рассказывает Галина Иосифовна.
Правда, кое о какой помощи Александру все-таки приходится просить у добрых людей: подтолкнуть коляску в подъезд, когда он возвращается с улицы. Дело в том, что в доме, где живет паралимпийский чемпион по метанию копья, до сих пор не установлен даже пандус. Впрочем, многие отзывчивые соседи и не догадываются, что этот красивый, улыбчивый, мускулистый молодой человек на самом деле — чемпион.
Мой телефонный звонок застал Александра в Минске в перерывах между тренировками. Спортсмен уже почти два года в столице, готовится к Паралимпиаде в Рио, куда получил лицензию. До важного испытания остались считанные дни.
В трубке бодрый голос:
— Конечно, я собираюсь обогнуть пол земного шара, чтобы забрать в Бразилии медаль, показать результат. Кроме того, хочется не подвести поддерживающих меня людей.
— Волнуетесь перед таким серьезным стартом?
— Как человек верующий я думаю, что судьбой уже все предопределено, готовлюсь после некоторого перерывчика сразиться с достойными соперниками. Можно сказать, что это будет мое “официальное” возвращение в спорт.
— А есть ли что-то важнее спорта?
— Сама жизнь.
Как бы ни сложились звезды для Трипутя в Рио, по возвращении на родину его ожидает нелегкий путь к самой главной победе — над своим недугом. Мать уже ждет сына домой:
— Врачи ведь не вынесли Саше окончательный вердикт, значит, есть надежда, что при поддержке близких и отзывчивых людей он сможет ходить. Я в это всем своим материнским сердцем верю.
Фото Екатерины Чаровской и raik.by