Санкция на снос

Берег Сожа освобождают от незаконных построек
Берег Сожа освобождают от незаконных построек

Сегодня все знают: строиться на берегу реки или озера нельзя. А как быть с сооружениями, которые обосновались в водоохранной зоне десятки лет назад? Сносить? Узаконивать?

Областной прокуратурой и КГК по Гомельской области выявлено 159 фактов самовольного строительства в водоохранной зоне. После проверки последовали штрафы собственникам, выговоры должностным лицам, выдававшим разрешения, демонтаж сооружений. Если до недавнего времени под снос шли только небольшие сараи, хозпостройки, гаражи–«сейфы» (138 уже убрали), то теперь очередь дошла до жилых домов.

...Вчера с утра в расположенное на территории Гомеля урочище Плесы прибыли бульдозеры и тракторы. Технику сопровождали работники областной прокуратуры и горисполкома. На всякий случай присутствовал и наряд милиции. Но его вмешательство не понадобилось — обошлось без демаршей обиженных домовладельцев. Старший помощник прокурора Гомельщины по надзору за исполнением природоохранного законодательства Мария Чернобай и не ожидала конфликтов:

— Некому отстаивать эти дома. Горисполком два месяца искал хозяев. Давали объявления в газетах, по радио, телевидению с просьбой объявиться. Четверо собственников так и не нашлись.

Кстати, кирпичные коттеджи стояли недостроенными несколько лет. Но то, что успели возвести, выглядело внушительно. И именно поэтому вызывало недоумение. Соседи на все расспросы только пожимали плечами: мол, вложить столько денег, а потом бросить — большая роскошь. Например, в дом из красного кирпича высотой в два с половиной этажа, который расположился буквально метрах в десяти от воды, уже года три никто не наведывается. Во время паузы в процессе крушения стен один из работников признался: «Жалко, конечно, ломать, но все–таки мы все делаем правильно. А если я завтра захочу на территории детского сада или в городском парке построить дом? То же самое и здесь. Да и хозяина я знаю. У меня родственники поблизости живут, частенько тут бываю. Не нужна ему эта домина. Вроде старый владелец продал ее, а новый потерял документы, да и бросил...»

За вчерашний день превращены в пыль два коттеджа. Сегодня та же участь постигнет еще два.

В округе Плесы уже прозвали «незаконной деревней». Она практически вся находится в водоохранной зоне — 44 участка. А строений здесь вдвое, а то и втрое больше. Начали они появляться еще в 1993 году с разрешения Поколюбичского сельсовета Гомельского района. Только вот ни одно из сооружений не прошло экологическую экспертизу. Через год местечко вошло в городскую черту. Еще через десять лет начал разрабатываться новый генеральный план Гомеля. И Плесы было решено отдать под индивидуальную застройку — обустроить здесь коттеджный поселок. Но он уже, по сути, существовал. Тогда–то и выяснилась незаконность стройки. В Гомеле не стали устраивать второе Бутово и сносить все подряд — предпочли индивидуальный подход. Сейчас в горисполкоме начали процесс придания законного статуса 40 домам в Плесах: проводят экологическую экспертизу. Следующий этап — регистрация с соблюдением земельного и природоохранного законодательства.

Заместитель прокурора Гомельской области Виктор Морозов считает, что потребуется много времени, чтобы решить проблемы, накопившиеся за десятилетия:

— Нарушать природоохранное законодательство начали не сегодня. Все это длится годами: стройки, захламление берегов, загрязнение водоемов. И это касается не только частных домовладений. Разве нормально, когда ферма стоит на берегу и отходы прямиком идут в реки? Пора отдавать себе отчет в том, что делается. Наша задача — устранить все нарушения, убрать с берегов несанкционированные постройки. Идет нормальная работа, законная процедура.

Фото Игоря ЕРЕМКИНА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter