При всей своей эмоциональности ключевые западноевропейские политики не лишены прагматизма. И сегодня совершенно очевидно: ни раскручивание политического кризиса, ни экономический развал не выгодны ни Востоку, ни Западу. Все-таки за последние 10 лет наша страна стала своеобразным мостиком и в европейской политике, и в экономике.
В последние годы деловые круги Германии и Франции всерьез рассматривают Беларусь как промышленную площадку для проникновения со своей продукцией и технологиями в ЕАЭС. Ряд крупных транснациональных корпораций уже зашли со своими проектами в Беларусь, еще больше — провели значительную подготовительную работу.
Не надо забывать, что крупный бизнес оброс своей бюрократией и любой инвестиционный проект требует разработки, подготовки, экспертизы, утверждения на разных уровнях корпоративной иерархии… И если нажать на санкционную педаль, то все усилия пойдут прахом. Поэтому деловые круги не в восторге от обострения европейско-белорусских отношений. Видимо, в том числе и по этой причине «большая тройка» проявляет определенную сдержанность. Ибо ключевые инвесторы прописаны именно в этих странах.
Стоит обратить внимание и на такой нюанс. Небольшие государства заняли более радикальную риторику. Видимо, надеясь выиграть в том числе и экономически от белорусских неурядиц. Не стоит забывать, что в мире уже давно царит проблема перепроизводства. И каждая страна старается привлечь на свою территорию не только инвестиции, капитал, технологии, но и заказы. И в последние годы у Беларуси получается подтянуть к себе этот кусок пирога. Скажем, в той же деревообрабатывающей отрасли. Какой бы внутренней критике (иногда вполне заслуженной) наша деревообработка ни подвергалась, на международном рынке она заняла свою нишу. В том числе и в сегменте производства мебели. Подчеркнем — во многом по заказам западноевропейских и международных компаний. А это долгие годы была вотчина польских предпринимателей. И таких примеров предостаточно…
Транзитный потенциал тоже огромный. И его ключевым европейским экономическим игрокам терять не хочется. Пандемия и карантинные меры показали, к каким издержкам приводит закрытие или ограничения на границах. Конечно, всегда можно найти обходные пути, но новая логистика — штука дорогая, затратная и требует времени. А его-то особенно и нет. Вторая волна ковидной инфекции на пороге стоит. Тут не до экономических инноваций…
Впрочем, и не до политических.
Пандемия спровоцировала мировую рецессию, а экономические проблемы обнажили множество социальных противоречий. Во многих странах люди ходят по улицам. И далеко не всегда мирно. И даже самым записным политикам-демократам приходится привлекать силовиков для удержания порядка.
Чего стоят столкновения с полицией «желтых жилетов» во Франции, попытка взятия Рейхстага в Берлине, американские бунты… И везде действия людей в шлемах со щитами (впрочем, как и протестующих и их требования) вызывают очень неоднозначную реакцию. У правозащитников в том числе. И если из-за неких внутренних конфликтов включать на полную катушку санкционный маховик, то это может стать в европейской политике очень неприятным прецедентом. И в дальнейшем поводом для использования протестов для включения тех или иных мер протекционизма. А во время кризиса — только дай повод... Поэтому вряд ли кому-то хочется, чтобы страны в экономических отношениях друг с другом ставили во главу угла оценки «нежности» правоохранителей в деле стабилизации обстановки. А она-то, повторим, в мире не ахти какая. К слезоточивому газу по обе стороны Атлантики в последнее время приходится прибегать частенько. Оно и понятно — в медиа, на улицах и площадях нынче резвится изрядное количество политиков-популистов разных окрасок — от зеленых до разных ультра. А люди во всех частях мира после стрессов пандемии и экономических проблем восприимчивы к самым невероятным призывам...
Поэтому санкции ни к чему, кроме взаимных потерь, не приведут. С какой стороны ни посмотри.
В конце концов, если по гамбургскому счету, проблемы сейчас у всех европейских стран схожи. И логично пытаться решать их совместными усилиями. Континент-то маленький, и все деструктивные и позитивные процессы отражаются в той или иной степени на всех странах.
К СВЕДЕНИЮ
В сборочном цехе в Фаниполе, под Минском, работают 1500 человек, или 15 процентов от общего числа работников, занятых в швейцарской компании Stadler Rail. Тем самым данный завод, продукция которого поставляется во все государства СНГ, включая страны Центральной Азии, является в составе швейцарского концерна крупнейшим производственным подразделением.
Председатель совета директоров и генеральный директор концерна Петер Шпулер только что дал интервью швейцарскому радио SRF, где заявил: «Почему мы, будучи предпринимателями, должны занимать здесь какую-то политическую позицию? Уверен, швейцарцам совсем бы не понравилось, если бы иностранцы захотели бы нам вдруг объяснить, как нам жить в Швейцарии».
Владелец Stadler Rail был одним из первых швейцарских предпринимателей, инвестировавших в экономику Беларуси. Его компания уже шесть лет успешно собирает в Фаниполе свои вагоны и локомотивы.
Президент Беларуси неоднократно с похвалой отзывался об этом швейцарском предпринимателе. Но сейчас Петер Шпулер ждет и надеется: «Мы чувствуем ответственность за наших белорусских сотрудников и беспокоимся, как все будет продолжаться в будущем».
volchkov@sb.by