«Колбасная» война России и Беларуси началась настолько несвоевременно, что хуже ситуацию и представить себе невозможно

Санкционный смотритель

«Колбасная» война России и Беларуси началась настолько несвоевременно, что хуже ситуацию и представить себе невозможно
Следует признать, «колбасная» война России и Беларуси началась настолько несвоевременно, что хуже ситуацию и представить себе невозможно. В государствах Евросоюза, против которых, собственно говоря, изначально и затевались российские продовольственные санкции, сегодня радостно посматривают на то, как выясняют отношения участники Евразийского экономического союза. А представители наших двух стран, увлекшись пылкими таможенными спорами, только обеспечивают зарубежных скептиков новыми подробностями. 

sb5_.jpg

В конце ноября Россельхознадзор ввел запрет на транзит продовольствия в Казахстан и поставки в Россию продукции 23 белорусских предприятий, обнаружив небезвредные микроорганизмы, геном вируса африканской чумы свиней (АЧС) и антибиотики. При этом и белорусские, а также некоторые российские и даже европейские эксперты ставят под сомнение объективность предъявляемых санитарно-гигиенических претензий, высоко оценивая качество белорусской молочной и мясной продукции. 

Что бы ни утверждали в Россельхознадзоре, но определенная ангажированность в решениях ведомства чувствуется. Тем более что обвинения в присутствии в белорусских мясопродуктах остатков генома АЧС, а также наличии в них микробных загрязнений и антибиотиков обычно звучат голословно. Руководители предприятий, уличенные в самых, пожалуй, страшных для любого производственника грехах, на руки документы о том, что в колбасе такого-то наименования, произведенной такого-то числа, обнаружены такие-то изъяны, так и не получили. Один из последних «обвиняемых» — Гродненский мясокомбинат — в итоге даже возмутился. «Запрашивали проверенную там нашу продукцию для проведения повторных исследований, но нам ответили, что пробы уже уничтожены», — пожаловался генеральный директор предприятия Анатолий Гришук. Предприятие, терпящее сегодня колоссальные убытки, решило идти до конца и опротестовать необоснованное решение Россельхознадзора в установленном порядке. Благо Евразийский экономический суд у нас уже работает. 

Теперь можно говорить о том, что «колбасный» конфликт уже прошел пиковую фазу и в настоящий момент развитие ситуации находится в точке спуска. Ветеринарные инспекции тщательно проверяют подозрительные производства, ищут в колбасе следы АЧС. А два дня назад на заседании совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) первый вице-премьер России Игорь Шувалов признал: Россельхознадзор местами превысил свои полномочия. Он отдал поручения вернуться к списку белорусских предприятий, поставки товаров которых в РФ были закрыты, «посмотреть эти заводы и вернуться к практике не закрытия отдельных производств, а к проверке отдельных партий продукции». 

По итогам заседания комиссии ЕЭК посол России в Беларуси Александр Суриков не без удовольствия отметил: надзорные организации и правительства двух стран уже нашли оптимальное решение для разруливания ситуации. Дипломат отметил: «В Беларусь уже прибыла большая делегация Россаннадзора. Идет проверка предприятий на предмет ликвидации всяких слухов, домыслов и запретов. Думаю, что при разумном подходе в течение дней десяти эта тема закроется».

Беларусь также делает шаги навстречу — от греха подальше решила ограничить ввоз в Россию свинины, не прошедшей серьезную термообработку. Дело в том, что вирус АЧС, если таковой случайно и попал в колбасный цех, точно погибнет, если продукцию разогреть до температуры плюс 65 °С. Наша страна теперь точно не станет поставлять на соседские рынки колбасы из свинины, не прошедшей термической обработки при температуре плюс 72 °С и выше.

Полагаю, что мясной конфликт всего лишь не совсем удачный маневр санкционной политики России. Нас, если можно так выразиться, просто поразило рикошетом. Соседи с азартом боролись с Западной Европой, но случайно в ходе потасовки задели и своего ближайшего партнера. Мы ведь пообещали им в свое время, что прямого реэкспорта европейских продовольственных товаров не допустим, а станем продавать в Россию и в Казахстан только прошедшую дополнительную переработку европейскую продукцию, которая по правилам уже считается товаром Таможенного союза. И слово свое держим. А как же то и дело выявляемые на территории России многотоннажные фуры с польскими яблоками и испанскими мандаринами, которые проскочили «мимо» белорусского рынка и устремились сразу на территорию соседней страны? Ведь и в Россельхознадзоре признали, что это иногда свой российский бизнес так пошаливает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter