Ректор ВГУ о том, что помогает Беларуси развиваться в условиях ежегодно ужесточающихся мировых санкций

Санкции вернулись бумерангом

Сложившаяся геополитическая ситуация во многом предопределяет геоэкономические тенденции. К сожалению, недальновидные политики в последнее время в качестве важнейших инструментов выбирают санкционные меры. Задача ясна: сдержать или даже разрушить экономику как отдельных субъектов хозяйствования, так и государств в целом. Почему же эффект такого давления на Беларусь ощущается не столь сильно, как того хотели бы заграничные недруги? Все дело в грамотно продуманной политике государства в целом и в продовольственной безопасности, которая была и остается приоритетом, в частности.

Время показывает, что решения, связанные с повышением уровня автономности в аспекте удовлетворения продовольственных потребностей населения, — не просто идея, а необходимость и важнейшая задача. От этого зависит благосостояние людей. И руководитель, который заботится о своем народе, поступает именно так. Недаром народная мудрость гласит: «Летом не припасешь, зимой не принесешь».

Свыше 10 лет Беларусь развивается в условиях ежегодно ужесточающихся мировых санкций. Нельзя сказать, что они проходят незаметно, но во многом срабатывают в качестве катализатора повышения эффективности управленческих решений. Это безусловные вызовы, в ответ на которые экономика начинает развиваться в усиленном темпе. Сфера АПК — не исключение.

Реализация госпрограммы «Аграрный бизнес» обещает значимые, а главное, эффективные преобразования. Предшествующая ей программа показала хорошие результаты: рост валовой продукции сельского хозяйства — 12,2 процента, в том числе продукции растениеводства — 18,4, животноводства — 6,9. За прошлую пятилетку выращивание плодов увеличили на 48 процентов, рапса — на 91, сахарной свеклы — на 22, льноволокна — на 17.
И что самое важное: агропромышленный комплекс отвечает не только за обеспечение продовольственной безопасности граждан, но и по сути он локомотив развития экономики. Доля сельхозпродукции в совокупном объеме экспорта страны превысила 16 процентов. При этом в ВВП доля сельского, лесного и рыбного хозяйств составляет почти 7 процентов. Это отличный показатель, ведь в АПК работает всего около 8 процентов от общей численности занятых.
Успешная работа агропромышленного комплекса — залог развития экономики регионов. В частности, несколько слов о Витебщине. По некоторым производственным показателям она уступает другим, весомую роль в этом играют неблагоприятные климатические условия. При этом сектор АПК в региональном продукте занимает около 20 процентов. В области функционирует свыше 230 сельхозпредприятий, среднесписочная численность их работников достигает 40 тысяч человек.

Поэтому для области сельское хозяйство, специализирующееся на развитии мясо-молочного скотоводства, кормопроизводства, выращивании зерновых, зернобобовых и технических культур, — приоритет номер один. В списке лучших хозяйств — СПК «Лариновка» Оршанского района, ОАО «Шайтерово» Верхнедвинского района, СХП «Мазоловогаз» УП «Витебскоблгаз».

К тому же применяется инновационный подход по включению средних и малых сельхозорганизаций под лидерством ведущих акционерных обществ в семь агропромышленных объединений. И пусть не всегда удается стремительными темпами достигать целей, но развитие, как видим, поступательное, уверенное, успешное. Вот европейцы и завидуют.

Уже много лет действует Доктрина национальной продовольственной безопасности, результатом которой стало полное обеспечение потребностей населения продуктами питания. В то же время в развитых странах ЕС, США наблюдается кризис продовольственного сектора как в количественном выражении, так и в ценовом. Возрастает общемировой тренд на рост стоимости базовых продуктов питания. Инфляция в ЕС каждый месяц бьет рекорды. Правительство Франции инициировало разработку срочного международного плана продовольственной безопасности.

Разумное решение в такой ситуации: увеличить пахотные земли, чтобы вырастить больше зерновых. Но не стоит забывать, что те же санкции, которые и спровоцировали во многом дефицит продовольствия, перекрыли некоторые пути транспортировки наших удобрений. А ведь Беларусь в числе ведущих экспортеров: на ее долю приходится около 20 процентов мирового экспорта калийных удобрений.

Мы стали увеличивать объемы накопления удобрений в своей стране. Серьезно прибавляем к уровню прошлого года, тем самым повышая шансы на более высокий урожай. Так кто же проиграл от введенных ограничений?

В США с продовольственной безопасностью ситуация обстоит еще хуже. Рост потребительских цен только в марте достиг 8,5 процента против 7,9 в феврале — наивысший показатель за полвека.

И если в ЕС многократное удорожание продуктов оправдывают повышением стоимости энергоресурсов, проблемами с поставками продуктов, сырья и удобрений, то в Штатах пожинают плоды непродуманной политики и непогрешимой уверенности в своей энергетической, продовольственной и сырьевой независимости. Не задумывались они о продовольственной безопасности и продуктовом обеспечении своих граждан или не осознавали важность этой работы, подрывая в целом национальную безопасность своих государств.

В Российской Федерации, как и в Беларуси, действует собственная доктрина продовольственной безопасности. В сложившейся геополитической ситуации в условиях эффективно нарастающих интеграционных процессов между нашими странами имеет смысл преобразовать национальные программы продовольственной безопасности в единую доктрину Союзного государства. Для достижения наибольшего синергетического эффекта от взаимодействия необходимо будет не только учитывать изменение экспортно-импортных приоритетов, но и согласовывать ведение аграрной политики, сертификацию производств продуктов питания. Объединяя усилия, проще противостоять санкционной политике Запада.

Валентина БОГАТЫРЕВА, ректор ВГУ имени П. М. Машерова.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter