Через Клайпедский порт ежегодно проходили миллионы тонн самых разнообразных грузов. Ведь 30 лет Литва была нормальным окном в Европу (да и Америку) для промышленно развитой Беларуси. С какой радости вдруг литовской таможне не понравились наши машинокомплекты карьерных самосвалов, которые мирно в 18 контейнерах ехали транзитом в Чили? Объяснение, что БЕЛАЗ находится под санкциями, шито белыми нитками. Да, ЕС ввел ограничения для нашего предприятия. Но они-то распространяются только на договоры, заключенные после 21 июня 2021 года. Зачем понадобился откровенный демарш? Причем со стороны не Клайпедского порта (а за нарушения решений ЕС именно он отвечает), а литовской таможни, органа государственного управления? Ведь наш товар не просто «тормознули», а арестовали. И еще официально заявили: мол, будем думать о дальнейшей судьбе карьерных самосвалов, явно намекая, что и конфискация не исключена. Санкции тут ни при чем. Видимо, Вильнюс проворачивает очередной политический демарш, чтобы привлечь к себе внимание старших партнеров. Как ни старается Литва, а платить за политику ни ЕС (в лице Германии), ни США не готовы. И срочно надо обострять отношения на «восточном векторе»: иначе от этой истории одни убытки, а пламенная борьба за демократию как-то уже не продается.
Литовская таможня, ссылаясь на санкции против БЕЛАЗа, арестовала белорусские машинокомплекты карьерных самосвалов, которые в контейнерах ехали транзитом в Чили.
Не все можно купить, но все продается: циничное, но четкое отражение сути внешней политики некоторых государств. У политической лояльности тоже есть своя цена. И прибалтийские страны до поры до времени неплохо продавали свою политическую позицию. Они весьма быстро взяли в ЕС, в НАТО. Дали очень приличные «подъемные», в обмен на которые Вильнюс весьма решительно оборвал доставшиеся по наследству от советского времени экономические связи. Но не до конца. Сколько бы ни ругали большевиков, но они насаждали промышленность в «порабощенных» республиках. Запад провел «оккупацию» нежно, ничего строить и делать не заставляли. Поэтому в той же Литве чуть ли не единственной самодостаточной отраслью осталась транспортно-логистическая. Она-то и являлась ключевым кормильцем окна в Европу. И долгое время (невзирая на политическую риторику) это окно являлось интернациональным. Поэтому переваливались грузы из всех стран. В том числе и из России, которую на идеологическом уровне в Вильнюсе, мягко говоря, недолюбливали.
Нашему транзиту вообще был включен зеленый свет. На белорусских поставках страна очень прилично зарабатывала. Не только на транспортировке, но и торговле нашими товарами. Те же белорусские пиломатериалы литовский бизнес сортировал, досушивал и с хорошей маржой продавал дальше на Запад. И никакие санкции (а когда их не было со стороны коллективного Запада?) не мешали сотрудничеству. Более того, в 2000- х именно Литва являлась посредником в торговле «проблемными» товарами между Беларусью и Западом. Почему же Вильнюс резко пересмотрел свои позиции в области экономического сотрудничества?
В Литве чуть ли не единственной самодостаточной отраслью осталась транспортно-логистическая.
Промахнулся Вильнюс. Еще в прошлом году, а теперь лезет в бутылку, как заядлый игрок, который даже с плохой картой упорно повышает ставки, надеясь отыграться. Будем откровенны: на белорусских событиях в прошлом году наши северные соседи хотели сорвать свой куш. Помните, прошлой осенью Вильнюс звал к себе и резидентов ПВТ, и ученых, и предпринимателей… Но миграции денег и интеллекта не произошло. Что вполне очевидно: тот бизнес, для которого было интересно сидеть в Вильнюсе, уже давно был там. Словом, литовские политики на деле оказались посредственными бизнесменами. Ничего не заработали, на обострение отношений с Беларусью пошли.
Потом борьбу за демократию, права человека пытались активно продать богатым западным государствам. И Литва была впереди планеты всей по санкционной риторике. Но этот политический товар тоже не нашел покупателя. Даже раздутая миграционная история не нашла понимания в ЕС, который отказался финансировать строительство пограничного забора. Более того, рискну предположить, что литовцы здорово подмочили свою репутацию в Брюсселе. Сколько ни обвиняй Беларусь в гибридной войне, но факт-то остается фактом: граница с литовской стороны оказалась «дырявой». Что, предполагаю, очень сильно удивило и озадачило западных партнеров. Они-то брали в Евросоюз прибалтийских «малышей» как форпост с «варварским востоком», на оборудование системами безопасности внешнего контура своих рубежей ЕС выделял солидные средства. И не мог не возникнуть вопрос: а где результат? И в какую сторону уплыли средства? И насколько Вильнюс является надежным партнером?
А тут еще американские санкции подоспели. И Литве стало не до смеха. Вроде боролись за экономическое удушение белорусского режима, а экономическую удавку затянули себе на шее: ведь в декабре по требованию Вашингтона, возможно, прекратится перевалка и белорусского калия, и нефтепродуктов через Клайпеду. И тогда порт потеряет львиную долю своих грузов, в минусе окажется железная дорога и другие смежные отрасли. Есть разные методологии подсчета убытков, но в любом случае они значительны для Вильнюса. А компенсировать их рьяную борьбу за демократию в соседнем государстве никто из центров мировой экономики не торопится: у развитых стран своих проблем хватает, куда еще брать на содержание Литву. Особенно на фоне изоляционизма, который демонстрирует развитый мир. Словом, с финансовой точки зрения внешняя политика оказалась для прибалтийского истеблишмента совершенно провальной.
Оказавшись в патовой ситуации, политики в соседнем государстве не пытаются сесть за стол переговоров или хотя бы находить пути для разрядки отношений, а стараются усилить конфликт. Видимо, разыгрывая уже несколько раз битую карту своего значения как форпоста Запада перед Востоком. И идя на откровенные провокации — например, задержание белорусских грузов. Насколько понимаю, соседняя страна сделала окончательную ставку на конфронтацию, надеясь продать этот кейс западным партнерам. Если, конечно, его купят. Нынче в международной политике рынок не покупателей, а продавцов. История с Афганистаном — очень яркое тому подтверждение. В мире сейчас в моде реал-политик. И хотя все на словах готовы бороться за разные идеалы, но развитый мир живет исключительно своими проблемами. И американских шерифов прибалтийские радетели за демократию интересуют исключительно ради информации, а не действий или финансирования. Американцев нынче интересуют только события, в которых они видят для себя проблемы. И экономические проблемы Литвы явно не входят в их число.
volchkov@sb.by