Опережая санкционный паровоз, малые страны стараются обратить на себя внимание своих старших политических партнеров, используя низкие методы

Санкции как политический товар

Через Клайпедский порт ежегодно проходили миллионы тонн самых разнообразных грузов. Ведь 30 лет Литва была нормальным окном в Европу (да и Америку) для промышленно развитой Беларуси. С какой радости вдруг литовской таможне не понравились наши машинокомплекты карьерных самосвалов, которые мирно в 18 контейнерах ехали транзитом в Чили? Объяснение, что ­БЕЛАЗ находится под санкциями, шито белыми нитками. Да, ЕС ввел ограничения для нашего предприятия. Но они-то распространяются только на договоры, заключенные после 21 июня 2021 года. Зачем понадобился откровенный демарш? Причем со стороны не Клайпедского порта (а за нарушения решений ЕС именно он отвечает), а литовской таможни, органа государственного управления? Ведь наш товар не просто «тормознули», а арестовали. И еще официально заявили: мол, будем думать о дальнейшей судьбе карьерных самосвалов, явно намекая, что и конфискация не исключена. Санкции тут ни при чем. Видимо, Вильнюс проворачивает очередной политический демарш, чтобы привлечь к себе внимание старших партнеров. Как ни старается Литва, а платить за политику ни ЕС (в лице Германии), ни США не готовы. И срочно надо обострять отношения на «восточном векторе»: иначе от этой истории одни убытки, а пламенная борьба за демократию как-то уже не продается.

Литовская таможня, ссылаясь на санкции против БЕЛАЗа, арестовала белорусские машинокомплекты карьерных самосвалов, которые в контейнерах ехали транзитом в Чили.

Не все можно купить, но все продается: циничное, но четкое отражение сути внешней политики некоторых государств. У политической лояльности тоже есть своя цена. И прибалтийские страны до поры до времени неплохо продавали свою политическую позицию. Они весьма быстро взяли в ЕС, в ­НАТО. Дали очень приличные «подъемные», в обмен на которые Вильнюс весьма решительно оборвал доставшиеся по наследству от советского времени экономические связи. Но не до конца. Сколько бы ни ругали большевиков, но они насаждали промышленность в «порабощенных» республиках. Запад провел «оккупацию» нежно, ничего строить и делать не заставляли. Поэтому в той же Литве чуть ли не единственной самодостаточной отраслью осталась транспортно-логистическая. Она-то и являлась ключевым кормильцем окна в Европу. И долгое время (невзирая на политическую риторику) это окно являлось интернациональным. Поэтому переваливались грузы из всех стран. В том числе и из России, которую на идеологическом уровне в Вильнюсе, мягко говоря, недолюбливали. 

Нашему транзиту вообще был включен зеленый свет. На белорусских поставках страна очень прилично зарабатывала. Не только на транспортировке, но и торговле нашими товарами. Те же белорусские пиломатериалы литовский бизнес сортировал, досушивал и с хорошей маржой продавал дальше на Запад. И никакие санкции (а когда их не было со стороны коллективного Запада?) не мешали сотрудничеству. Более того, в 2000- х именно Литва являлась посредником в торговле «проблемными» товарами между Беларусью и Западом. Почему же Вильнюс резко пересмотрел свои позиции в области экономического сотрудничества?

В Литве чуть ли не единственной самодостаточной отраслью осталась транспортно-логистическая.
Фото fishki.net

Промахнулся Вильнюс. Еще в прошлом году, а теперь лезет в бутылку, как заядлый игрок, который даже с плохой картой упорно повышает ставки, надеясь отыграться. Будем откровенны: на белорусских событиях в прошлом году наши северные соседи хотели сорвать свой куш. Помните, прошлой осенью Вильнюс звал к себе и резидентов ПВТ, и ученых, и предпринимателей… Но миграции денег и интеллекта не произошло. Что вполне очевидно: тот бизнес, для которого было интересно сидеть в Вильнюсе, уже давно был там. Словом, литовские политики на деле оказались посредственными бизнесменами. Ничего не заработали, на обострение отношений с Беларусью пошли. 

Потом борьбу за демократию, права человека пытались активно продать богатым западным государствам. И Литва была впереди планеты всей по санкционной риторике. Но этот политический товар тоже не нашел покупателя. Даже раздутая миграционная история не нашла понимания в ЕС, который отказался финансировать строительство пограничного забора. Более того, рискну предположить, что литовцы здорово подмочили свою репутацию в Брюсселе. Сколько ни обвиняй Беларусь в гибридной войне, но факт-то остается фактом: граница с литовской стороны оказалась «дырявой». Что, предполагаю, очень сильно удивило и озадачило западных партнеров. Они-то брали в Евросоюз прибалтийских «малышей» как форпост с «варварским востоком», на оборудование системами безопасности внешнего контура своих рубежей ЕС выделял солидные средства. И не мог не возникнуть вопрос: а где результат? И в какую сторону уплыли средства? И насколько Вильнюс является надежным партнером?

А тут еще американские санкции подоспели. И Литве стало не до смеха. Вроде боролись за экономическое удушение белорусского режима, а экономическую удавку затянули себе на шее: ведь в декабре по требованию Вашингтона, возможно, прекратится перевалка и белорусского калия, и нефтепродуктов через Клайпеду. И тогда порт потеряет львиную долю своих грузов, в минусе окажется железная дорога и другие смежные отрасли. Есть разные методологии подсчета убытков, но в любом случае они значительны для Вильнюса. А компенсировать их рьяную борьбу за демократию в соседнем государстве никто из центров мировой экономики не торопится: у развитых стран своих проблем хватает, куда еще брать на содержание Литву. Особенно на фоне изоляционизма, который демонстрирует развитый мир. Словом, с финансовой точки зрения внешняя политика оказалась для прибалтийского истеблишмента совершенно провальной. 

Оказавшись в патовой ситуации, политики в соседнем государстве не пытаются сесть за стол переговоров или хотя бы находить пути для разрядки отношений, а стараются усилить конфликт. Видимо, разыгрывая уже несколько раз битую карту своего значения как форпоста Запада перед Востоком. И идя на откровенные провокации — например, задержание белорусских грузов. Насколько понимаю, соседняя страна сделала окончательную ставку на конфронтацию, надеясь продать этот кейс западным партнерам. Если, конечно, его купят. Нынче в международной политике рынок не покупателей, а продавцов. История с Афганистаном — очень яркое тому подтверждение. В мире сейчас в моде реал-политик. И хотя все на словах готовы бороться за разные идеалы, но развитый мир живет исключительно своими проблемами. И американских шерифов прибалтийские радетели за демократию интересуют исключительно ради информации, а не действий или финансирования. Американцев нынче интересуют только события, в которых они видят для себя проблемы. И экономические проблемы Литвы явно не входят в их число.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter