На выставку «Продэкспо-2015» съехались почти 2 тысячи фирм из 65 стран мира

Санкции и антисанкции на стол не положишь

На этой неделе в Москве проходит, пожалуй, одна из крупнейших продовольственных выставок на всем постсоветском пространстве и территории современного ЕАЭС — «Продэкспо-2015». Сегодня подобные форумы не просто площадка для саморекламы производителей продуктов питания, а, скорее, место для завязывания деловых контактов и открытой конкурентной борьбы за покупателя. Поэтому участие в них — своего рода грамотная экономическая стратегия.

«Продэкспо-2015» — место для завязывания деловыхконтактов.

На выставку съехались почти 2 тысячи фирм из 65 стран мира, 31 из которых представили национальные экспозиции. На 100 тысячах квадратных метров выставочных площадей разместились 22 тематических салона: мясные, молочные, кондитерские изделия, бакалея, соки и напитки, алкогольная продукция, мед, детское питание и еще множество того, за чем потребитель привык ходить в магазин. Беларусь на фоне такого разнообразия тоже весьма заметна, несмотря на отсутствие национального стенда — 64 предприятия представлены практически во всех тематических секциях.

Впрочем, доминирует все равно хозяйка ярмарки Россия — 1272 компании, то есть более 60 процентов от числа всех участников. РФ, переориентировавшаяся в последнее время на активное импортозамещение, не скрывает своих интересов в продвижении национальных производителей. Об этом говорилось и во время открытия «Продэкспо-2015». Но в то же время санкции ЕС и ответные, против европейских поставщиков продуктов питания, освободили некоторые продуктовые ниши на российском рынке для производителей из других стран.


— Заметно активизировались производители азиатских стран, латиноамериканского региона. Российский рынок продуктов питания и напитков, безусловно, был и по-прежнему остается интересным и привлекательным для иностранных компаний, — говорят организаторы «Продэкспо-2015».

К слову, Бразилия, Китай, Парагвай, Уругвай, Турция расширили в этом году свои экспозиционные площади. Например, экспозиция Китая выросла в три раза — на выставку приехали 150 китайских фирм. Латиноамериканский регион на «Продэкспо-2015» представляют около 70 компаний из 7 стран.

Россия остается основным экспортным рынком и для Беларуси.

— Почти 50 процентов всей продукции, которая выпускается в Беларуси, реализуется на российском рынке. Диверсификация экспортного рынка — это вопрос не одного года. Предстоит трудо- и ресурсоемкая работа, поэтому нужно подстраиваться. Рынок России для нас есть и будет. Имеются ли здесь свободные ниши? Мы работаем в  направлении поиска, постоянно изучаем рынок. Ресурсы для этого есть, и немалые, поскольку рынок в РФ большой и емкий, — прокомментировал ситуацию начальник отдела регионального торгово-экономического сотрудничества и анализа деятельности субъектов товаропроизводящей сети посольства Беларуси в РФ Владимир Акулов.


Белорусские предприятия в отличие от других участников нынешнее «Продэкспо» восприняли двояко. С одной стороны, выставку проводит страна, которая в последнее время нередко выступает с претензиями в адрес их продукции. С другой — нельзя упускать возможность продемонстрировать качество своих товаров, тем самым укрепив свои позиции на внешнем рынке, несмотря на все запреты на экспорт чего-либо. Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси Алексей Богданов так и говорит:

— Самое главное — показать товар лицом, заключить договоры, найти новых клиентов и поддержать свой имидж на пространстве, где мы работаем. Сегодня мы занимаемся диверсификацией рынка. Но Российская Федерация всегда была для нас приоритетным партнером, из логистических соображений в том числе. Могут задать вопрос: почему мы столь же активно не работаем с Европой? Но в ЕС очень  высокие тарифы защитных пошлин. Впрочем, у нас четыре предприятия уже сертифицированы и могут спокойно поставлять свою продукцию на европейский рынок. В частности «Савушкин продукт».

Интересен белорусам, как надежный экспортный рынок, и Казахстан. Активный интерес к нашим производителям проявляет Китай.

Исполняющая обязанности начальника отдела внешнеэкономической деятельности ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» Наталия НОВИК презентует продукцию предприятия.

Знакомлюсь с белорусскими участниками выставки. Исполняющая обязанности начальника отдела внешнеэкономической деятельности ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат» Наталия Новик не жалуется на проблемы с экспортом:

— Сегодня поставки за рубеж более значительные, но мы могли бы и больше продавать. Работаем с  Россией, Казахстаном, Украиной, Туркменистаном, Грузией, Китаем, и даже Кипром. Основная проблема в транспортировке: сложно доставить некоторые виды продукции, например на тот же Кипр. От этой выставки тоже ждем заключения новых договоров, в планах — ряд деловых встреч.

Организаторы «Продэкспо» утверждают, что 3/4 посетителей выставки — руководители и ведущие специалисты фирм, принимающие решение или влияющие на его принятие. В том числе и по поводу заключения договоров на поставки продукции.

К слову, в планах Минсельхозпрода в 2015 году на 10 процентов нарастить экспорт. 

В принципе, задача реальна. Надо только всем хорошенько поработать. В том числе над диверсификацией рынка, а не только увеличивая поставки на российский рынок.

Во время работы «Продэкспо-2015» работает «Деловая программа», включающая бизнес-втречи, тематические конференции и «круглые столы». Иными словами, созданы все условия для налаживания деловых контактов. Главное — не упустить возможность и вернуться с выставки с пакетом заключенных договоров.

Справка «СГ»:

По информации посольства Беларуси в Российской Федерации, в 2014 году Беларусь поставила в РФ сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на 4,4 миллиарда долларов — это 101,9 процента к уровню 2013-го. Из них продовольственных товаров — на 3,8 миллиарда долларов, или 103,8 процента к 2013 году.

Доля Беларуси в импорте продовольствия России составляет 12 процентов (в 2013 году было 11 процентов). Увеличены поставки сыров (на 157,6 миллиона долларов), рыбы сушеной, соленой, копченой, переработанной (на 52,7 миллиона долларов), мяса и пищевых субпродуктов птицы (на 43,6 миллиона долларов), картофеля (на 42,8 миллиона долларов), молока и сливок несгущенных (на 37,2 миллиона долларов), яблок (на 37 миллионов долларов), пахты, йогуртов, кефира (на 23,7 миллиона долларов), готовой или консервированной рыбы, икры (на 18,2 миллиона долларов).

mizkevich@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter