Санкции душат конкурентов

Бизнес вне политики? Эта достаточно распространенная сентенция никогда не была правдой, а сегодня и подавно. Первый санкционный залп, данный минфином США 6 апреля против 24 крупных российских бизнесменов и чиновников, а также 15 компаний, заставил ощутить всю силу влияния политики на экономику. Причем не только на российскую. Немецкий бизнес не хочет сдавать свои позиции в России из–за новых санкций США. Как пишет The Wall Street Journal, деловые круги Германии просят Ангелу Меркель, чтобы она добилась от Вашингтона обещания не распространять вторичные санкции на компании ФРГ. Эта тема будет обсуждаться на встрече Меркель с главой США Дональдом Трампом в конце апреля.

Сразу можно сказать, что диалог предстоит очень непростой. По двум причинам. Политической — Трамп невысоко ценит европейских союзников даже в более высоких, объединяющих их сферах, например, безопасности. В прошлом году во время протокольной съемки в Белом доме Дональд Трамп проигнорировал просьбу фотографов пожать руку канцлеру Германии. Мелочь? Но только не для языка жестов в бизнесе, где жесты порой означают больше строчки в договоре.

Экономическая причина несговорчивости Трампа еще более очевидная — все, что не касается американских интересов, ему не важно. Если уж американский президент пошел против Председателя КНР Си Цзиньпина, встречу с которым он характеризовал как «очень–очень хорошую», и объявил санкции против китайских компаний, то пяток–другой немецких не в счет.

Американские санкции против крупных российских бизнесменов и компаний запрещают деловое сотрудничество с ними не только лицам и организациям США, но также могут распространяться на юридические и физические лица из других стран, которые проводят с ними «существенные операции». Германские концерны, такие как Siemens, Daimler и Volkswagen, имеют существенный бизнес в России. По мнению руководителей немецких компаний, ограничительные меры могут навредить долгосрочным совместным проектам России и Германии, а также помешать банкам финансировать новые проекты в РФ. Потери от этого могут стоить промышленности ФРГ сотни миллионов евро.

По версии The Wall Street Journal, немецкие компании попросили правительство Ангелы Меркель убедить США смягчить подход и вывести бизнес ФРГ из–под удара Вашингтона. Меркель намерена предупредить Трампа «о возможных экономических последствиях торговой политики США». Но как представляется, разговор должен вестись шире — о том, как вообще ограничительные меры влияют на глобальные цели развития. На словах все говорят о необходимости снижения уровня неравенства внутри стран и между ними, содействия устойчивому экономическому росту и даже построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития... Я назвала только самые яркие цели «Преобразования нашего мира», зафиксированные ООН.

На деле же... В известном законе CAATSA («О противодействии неприятелям Америки через санкции») из трех «противников Америки» две страны, РФ и Иран, являются странами с конкурентоспособным нефтегазовым сектором в экономике.

Высшая школа экономики опубликовала прогноз, предрекающий целый ряд негативных последствий для экономики РФ в случае введения новых санкций США.

Аналитики ВШЭ пишут о дополнительном оттоке капитала из России в 20 млрд долларов и суммарном в 49 млрд, удорожании кредитов для бизнеса и потере 0,2 процентного пункта роста ВВП (1,7% вместо 1,9%). Таким образом, ограничительные меры стали мощным инструментом для подрыва экономик других государств, особенно тех отраслей, которые выступают прямыми конкурентами.

Эта тема могла бы стать одной из ключевых в инициированном Президентом Лукашенко переговорном процессе, направленном на преодоление существующих противоречий между государствами на общем пространстве в Евроатлантике и Евразии.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter