Санитары и бесы

Убийство в Москве первого заместителя председателя Центробанка России Андрея Козлова заставило вздрогнуть не только людей финансового мира. Столь крупных государственных фигур в России давно не «снимали с доски» пулями. Почему это произошло и чем все это отзовется?
Убийство в Москве первого заместителя председателя Центробанка России Андрея Козлова заставило вздрогнуть не только людей финансового мира. Столь крупных государственных фигур в России давно не «снимали с доски» пулями. Почему это произошло и чем все это отзовется?

Напомним, зампред Центробанка Российской Федерации был расстрелян в среду после корпоративного футбольного матча, который прошел на стадионе «Спартак». Водитель, прикрывавший Козлова своим телом, был убит наповал киллерами. Затем, как сообщают российские информагентства, бандиты прострелили банкиру шею и голову. Не приходя в себя, он скончался в больнице.

Вчера с заявлениями по поводу случившегося выступили известные российские политики, силовики, финансисты. Наиболее полный комментарий о причинах убийства дал министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, работая на своем посту, Андрей Козлов неоднократно наступал на интересы недобросовестных финансистов. «Его работа заканчивалась отзывом лицензий у банков, которые занимались отмыванием денег и финансовыми преступлениями», — пояснил министр финансов, добавив, что за последние несколько лет Центробанком были отозваны десятки лицензий у недобросовестных банковских структур. Все комментаторы вспоминали о том, что Козлов был очень «принципиальным, жестким государственным человеком». О своей принципиальности сам Козлов буквально за пару недель до смерти сказал следующее: «Мы санитары леса, санитаров леса не любят, но кто–то должен это делать, и мы это делаем»...

Насколько сложными были отношения у Козлова с теми, кому он отказал или собирался отказать, сейчас предстоит выяснять следственным органам. Однако убийство Козлова поставило перед российским обществом и властью еще один вопрос, который гораздо важнее конкретных имен и фамилий. Будет ли криминалитет и дальше по–хозяйски чувствовать себя в экономике или же усилия государства, направленные на цивилизацию бизнеса (и уже принесшие вполне осязаемые плоды), все–таки увенчаются победой?

Россия, хлебнувшая в результате «шоковой терапии» все прелести дикого капитализма, за годы президентства Владимира Путина стала другой. Да, коммерческие разборки еще не редкость на улицах мегаполисов соседней страны, но они уже не имеют того ужасающего масштаба, который был характерен для эпохи передела собственности. По–другому строятся отношения бизнеса и власти. Если раньше «олигархат» нагло изъявлял желание порулить страной, то после дела «Юкоса», какие бы спорные оценки оно не вызывало, бизнес осознал, что государство — это серьезно. Что с ним надо считаться и что жить лучше по совести. Возможно, у российского бизнеса еще нет изящных европейских манер и он пока слишком много внимания уделяет внешнему лоску, но тем не менее люди, которые занимают сегодня должности председателей правлений и топ–менеджеров, в большинстве своем достаточно умны, чтобы желать порядка и стабильности.

Выстрел в банкира — это безумная выходка тех, кто еще не понял, что государство все равно достроит систему разумного управления экономикой. И на место павшего «санитара» Козлова придут другие «принципиальные, жесткие государственные люди». Хаоса и вседозволенности больше не будет. По крайней мере, в это хочется верить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter