Какие хозяйства пойдут под процедуры досудебного оздоровления?

Санировать нельзя банкротить

Какие хозяйства пойдут под процедуры досудебного оздоровления? Что заставит сельчан чувствовать себя  настоящими хозяевами? Насколько сказывается на доходах финансовая безграмотность иных руководителей? Почему социально значимую продукцию крестьянин должен дотировать своим трудом?

К 2020 году аграрии должны получить около 10 миллионов тонн зерна, 6 — картофеля, 5,2 — свеклы, 9,2 миллиона тонн молока, обеспечив при этом не менее 7 миллиардов долларов валютной выручки. При сегодняшней экономической ситуации на внутреннем и внешнем рынках задача, мягко говоря, очень сложная.

Конъюнктура складывается не в пользу производителей. При увеличении объемов экспорта, выручки получаем меньше. Уповать на рост закупочных, розничных и экспортных цен уже не приходится. Даже на, казалось бы, дружеских рынках ЕАЭС особо не разгуляешься. Сельхозпроизводители в жесткой конкуренции борются за каждый цент в любой нише. 

За счет чего нам снизить себестоимость продукции, вроде бы известно каждому. Но легко сказать, да непросто сделать. За семь месяцев рентабельность сельхозпродукции составила 4,2 процента против 6,7 в 2014 году. Количество убыточных сельхозорганизаций увеличилось в два раза. Эти проблемы нельзя и уже невозможно остановить, законсервировать, оставить на потом.

Как быть с хронически убыточными хозяйствами и, главное, что предпринять, чтобы сельхозпроизводство стало агробизнесом? Что заставит сельчан почувствовать себя настоящими хозяевами? Эти вопросы обсуждены на совещании, прошедшем на днях в Горках на базе сельхозакадемии. Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц собрал специалистов Минсельхозпрода, депутатов-аграриев, ученых и преподавателей, чтобы посоветоваться и поразмышлять о новых подходах и рецептах финансового оздоровления АПК.

– ОТРАСЛЬ нуждается в срочных мерах по повышению экономической эффективности, — считает Леонид Заяц. — Развитие сельскохозяйственного сектора в последние годы сопровождается экономическими проблемами и противоречиями. Основные из них — сверхнормативная себестоимость производства, долги перед банками и государством, неустойчивый уровень прибыли от собственной хозяйственной деятельности, проблемы со сбытом продукции. Поэтому нужно искать дополнительные организационно-управленческие и реальные экономические механизмы развития АПК. Необходимы новые рецепты и подходы для оздоровления экономики хозяйств.

Ошибки и промахи очень дорого обходятся сельхозпроизводству. Некомпетентность, несоблюдение техрегламентов приводят к финансовым потерям  в размере не менее 13 триллионов рублей. Суть проблемы — неоправданно большие затраты на производство единицы продукции. 

Но нельзя не сказать, что тому есть объективные причины. Диспаритет цен, постоянное удорожание материальных ресурсов, дорогие кредиты усложняют развитие сельхозпроизводства. По оценке НАН Беларуси, потери, понесенные сельхозпроизводителями только от диспаритета цен с 1991 по 2013 год, превысили 81 миллиард долларов.

Финансовые обязательства, связанные с модернизацией АПК, ухудшают экономику отрасли. На 1 августа они увеличились к началу года на 14 процентов — до 84 триллионов рублей. Но что принципиально важно, почти половина долгов — задолженность по кредитам и займам. Так, в 2011—2014 годах в аграрный сектор привлечено 331 триллион рублей кредитных ресурсов, из которых более 74 процентов кредиты на общих основаниях. В этом году доля таких кредитов увеличилась до 77 процентов, а их стоимость достигает 36—45 процентов годовых. На погашение только процентов сельчане к концу года должны отдать как минимум треть выручки. А уровень господдержки не покрывает затрат. 

В прошлом году Президентом страны подписаны четыре указа, которые должны были облегчить финансовое положение хозяйств, условия для их развития. Однако из-за кризиса на основных экспортных рынках, изменения курсов валют полностью реализовать потенциал правовых актов не удалось.

— Указы Президента определили направления новой аграрной политики. В них  закреплены новые подходы к господдержке, в частности, введен механизм компенсации диспаритета цен на сельхозпродукцию и ресурсы, необходимые для ее производства, — говорит министр. — Предусматривались меры по реструктуризации задолженности сельхозорганизаций, на которую могли претендовать порядка 70 процентов хозяйств. Половина от общего их числа реализовали это право. Экономический эффект применения указов в 2014 году составил 4,8 триллиона рублей. В этом году он ожидается на уровне 3,9 триллиона. Однако реализовать все направления из-за неблагоприятных макроэкономических условий, сложившихся в соседних государствах, не удалось.

По этой причине не удалось запустить льготное кредитование, для которого планировалось создать фонд в размере не менее 10 процентов от стоимости сельхозпродукции. Эти ресурсы должны были предоставляться хозяйствам под 2—3 процента и решить проблему нехватки оборотных средств. Требуется и полноценная компенсация диспаритета цен, которая предусматривалась прошлогодними указами.

Поэтому Минсельхозпродом подготовлен ряд нормативно-правовых актов, которые предусматривают уточнение прошлогодних указов, расширен и список мер. Так, в октябре принят Указ Президента № 406, который предусматривает направление 4,6 триллиона рублей на приобретение ГСМ и удобрений под 3 процента годовых. Но дополнительно необходимо изыскать еще 10 триллионов рублей.

Что еще предполагается сделать? Смягчить условия рассрочки исполненных гарантий Минфина и облисполкомов, реструктуризировать не только долги, но и проценты по ним. Планируется поэтапно отменить регулирование цен на социально значимые товары, заменив его продовольственной помощью социально незащищенным слоям населения. Кроме того, формируется база для закупочных интервенций, что позволит перейти на рыночное ценообразование на продукцию АПК.

Хронически неплатежеспособные хозяйства  будут проводить через процедуры санации и банкротства. Кстати, первый пилотный «проект» начался в Витебской области. Определен список из 51 сельхозорганизации, где начаты процедуры досудебного оздоровления. Хозяйства, где меры не дадут результата, будут обанкрочены и ликвидированы. Этой теме на совещании уделено немало внимания. Дело для нас довольно новое, неизведанное. Например,  какова роль антикризисного управляющего и кому ее доверить. На совещании это вызвало споры. Понятно одно: он обязан вытащить предприятие, которое взял под свое управление. Но он не добрый волшебник, у которого все меняется по мановению волшебной палочки. На предприятии, куда придет управляющий, манны небесной ждать не стоит. Нужно будет в поте лица работать, чтобы получить реальные положительные результаты и привлечь инвестиции.

— Главное — ликвидация должна быть управляемой, — подчеркнул министр. — Нельзя дать разорвать хозяйство. Имущественный комплекс может быть передан другому хозяйственнику, способному улучшить экономику данного предприятия. Мне доводилось работать в крупных сельхозпредприятиях. Нет сомнений, от руководителя зависит очень многое. Если успешно работающее хозяйство возглавил грамотный руководитель, то будет и дальше наблюдаться положительная динамика развития, и наоборот, если возглавит непрофессионал, то последствия могут быть негативными. Нам необходимо найти эффективного собственника, дать ему возможность реализовать себя. Мотивацией для руководителя, успешно развивающего, например, не менее трех лет хозяйство, может стать продажа ему государством части акций этого же хозяйства. Глава Минсельхозпрода отметил, что возможны различные механизмы формирования собственника. Важно создать условия для привлечения инвесторов и механизмы, которые бы позволили руководителям и специалистам сельхозорганизаций, другим категориям работников сформировать свою долю собственности в открытых акционерных обществах. Другими словами, в конечном итоге руководителю хозяйства и его команде надо знать и пощупать, ради чего они работают. 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрным вопросам Виктор Щетько обратил внимание на то, что лишь 23 процента средств, заложенных в консолидированном бюджете на поддержку АПК, доходит непосредственно до сельхозпроизводителя. Беспокоит депутата-агрария и нехватка мотивации на селе. «Мы сегодня приходим к тому, что руководитель превращается в бригадира. Он не покупает ничего, а ездит и получает: технику, комбайны, калий. Доходит до того, что многие руководители даже не могут сказать, сколько и кому должно их предприятие. Мне нравятся те меры, которые сегодня озвучило Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Но, помимо них, нам нужно и что-то делать с мотивацией. Надо растить хозяина, — считает Виктор Щетько.

При этом государству важно получить эффективного собственника и динамично развивающееся предприятие.  В стране немало толковых людей, в том числе и молодых. Но надо сделать так, чтобы аграрный сектор стал привлекательным бизнесом.

Сегодня стало очевидным, что никакими лозунгами, призывами или жесткими мерами в большинстве случаев нельзя заставить человека эффективно трудиться. Это мнение высказали и депутаты-аграрии, и профессура сельхозакадемии. Но это только первый серьезный разговор об эффективном собственнике на земле. По итогам совещания ученые подготовят свои предложения по созданию эффективных систем мотивации работников, которые повысят интерес к отрасли, привлекут высококвалифицированные управленческие кадры для развития агробизнеса.

От «СГ»

Газета, естественно, берет эту важнейшую тему под свой контроль! Наши страницы открыты для плодотворных и конструктивных дискуссий.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter