Почему в белорусские здравницы редко заглядывают клиенты из дальнего зарубежья?

Санатории возьмут языка

Приходится со вздохом констатировать: наши санатории пока являются объектами отдыха и оздоровления регионального значения. Моря у нас нет, зато медицинская составляющая на уровне, но все равно в здравницы приезжают в основном белорусы да жители ближнего зарубежья, преимущественно из России. Причем только летом в большинстве санаториев аншлаг, в другие месяцы заметного оживления не наблюдается. Только ли климатические условия в этом виноваты? О том, что возможности страны для привлечения иностранных туристов пока использованы далеко не на 100%, недавно говорил Глава государства, призвав руководителей министерств и загранучреждений продвигать не только марку «Сделано в Беларуси», но и такие бренды, как «Отдых в Беларуси» или «Отдыхать в Беларуси», «Лечиться в Беларуси». В чем же именно недорабатывают здравницы?


Современные белорусские санатории, помимо солидной медицинской базы, уже могут похвастаться разноплановой инфраструктурой.
Фото с сайта приозерный http://www.tamby.info

Помнится, еще несколько лет назад, говоря о перспективах санаторного отдыха в стране, многие сетовали: летом в здравницы не пробиться — там больше россиян, чем белорусов. Сейчас уже сами санатории рады бы видеть у себя всех, кто только способен оплатить путевку (порой, к слову, неприлично дорогую). Но ведь желание заработать на экспорте услуг никто не отменял — это прямая дорога к дальнейшему развитию. Сезон–2017 пока является закономерным развитием сезонов минувших. По итогам первого полугодия показатель в целом по стране выглядит вроде бы неплохо — в санаториях отдохнуло больше зарубежных граждан, чем за аналогичный период 2016 года.

— Экспорт услуг составил 69 млн рублей — на 9% больше уровня прошлого года, — уточнил директор Республиканского центра по оздоровлению и санаторно–курортному лечению населения Геннадий Болбатовский. — Также отмечен рост доходов по дополнительным платным услугам, не включенным в стоимость путевок.

Чтобы привлечь дополнительных клиентов, наряду с традиционными процедурами здравницы готовы предложить спа-услуги.

И все же голые цифры не всегда отражают суть ситуации. А она такова. 90% зарубежных гостей — граждане Российской Федерации. Причем эта закономерность видна на примере и объектов вдалеке от оживленных транспортных коридоров, и, к примеру, такого известного игрока санаторно–курортного рынка, как санаторий «Приозерный» на Нарочи. Это образованный в конце 1990–х путем слияния двух здравниц комплекс, уюту и оснащению которого может позавидовать иной отель на морском берегу. Директор санатория Алексей Шапетько тоже констатирует: львиная доля клиентов — все же из Беларуси и России:

— Мы пока работаем в основном на русскоязычном рынке, хотя пытаемся осваивать стандарты, которых от нас ожидают гости из дальнего зарубежья. Пока к нам едут из Прибалтики, Израиля, немножко из Казахстана, Туркменистана... Чаще — представители стран бывшего СССР. По итогам прошлого года соотношение иностранных клиентов к гражданам Беларуси составило 55% к 45%.

В санаториях убеждены: чтобы выйти на международный рынок, следует развивать медицинскую базу и одновременно обеспечивать дополнительный комфорт.

Чтобы не разочаровать постоянных гостей и привлечь новую клиентуру, администрации приходится прилагать немало усилий. Здесь регулярно что–то меняется по части медицины, благоустройства, организации питания. В прошлом году, к примеру, открыли гидротерапевтическую «дорожку Кнейппа», в этом — соляную градирню (кстати, пока единственную в стране), вскоре начнет работу многоцелевой павильон, где в летнее время будут детские комнаты, а в межсезонье — теннис. И все равно с загрузкой здравницы, особенно осенью и весной, порой напряженка: оздоровление на высоком уровне дешевым не бывает. Из примет последнего времени — больше путевок люди покупают на короткие сроки, а время отдыха переносят с дорогих летних месяцев на другой период.

Схожая ситуация и в другом нарочанском флагмане оздоровления, «Белой Руси». Там, по словам Татьяны Якимович, специалиста по маркетингу, сейчас иностранцев — чуть более 42%:


— Приезжают в основном из России, есть гости из Азербайджана, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Германии, Израиля, Швеции. В основном это те, кто понимает русский язык.

Надо ли говорить, что в здравницах классом ниже куда меньше и показатели по экспорту услуг? Ведь иностранный турист, с одной стороны, требователен, а с другой — умеет считать свои деньги...

Казалось бы, самое время задуматься над расширением географии клиентов. Но, увы, прежняя ориентация на гостей из постсоветских стран дает о себе знать. К примеру, основной канал реализации путевок у «Приозерного» — собственные продажи отдела маркетинга через колл–центр и интернет. Да, туроператоры работают со здравницей — за комиссионное вознаграждение, однако туры, включающие, скажем, большую экскурсионную программу с трансферами, а попутно и отдых в санатории, не идут. Пятидневный безвизовый режим въезда иностранцев через Национальный аэропорт «Минск» пока также никак не сказался на «Приозерном».

От нехитрых, но полезных развлечений санатории не отказываются — это традиция.

— Мы находимся в 160 километрах от Минска: подсчитайте — день заезда, день отправления, остается всего три дня на отдых, — делится своим видением ситуации Алексей Шапетько. — Если бы безвизовый въезд разрешили через все пограничные пункты, то ситуация была бы иной: в 100 километрах от нас Вильнюс, и весь Нарочанский край почувствовал бы приток туристов.

Впрочем, в санатории связывают надежды на привлечение иностранцев с новым продуктом — спа–путевками с пакетом услуг в первую очередь для отдыха и релаксации, срок пребывания — от 2 до 20 дней. Но и тут встает вопрос организации трансфера, чтобы не владеющие русским языком гости не чувствовали барьеров в общении. К слову, разбираться с коммуникационной проблемой «Приозерному» еще предстоит: иностранными языками здесь пока владеют лишь специалисты службы маркетинга и отчасти сферы гостеприимства. Медики из разных стран между собой, в принципе, могут договориться: в конце концов, у них есть латынь. А вот межличностные контакты? Был бы спрос — в будущем в «Приозерном» готовы организовать обучение персонала иностранным языкам, сделать соответствующие таблички. Все вопросы, в том числе языковой, по мере поступления обещают решить и в «Белой Руси». Пока, уверяют, проблемы нет. Поскольку многие приобретают путевки через сайт и электронную почту, способ ответить на обращение всегда находится. А, допустим, гостям из Германии, как правило, очень помогают в нашей стране их друзья или родственники.

Здесь важно еще не задирать цены. По оценке Алексея Шапетько, россияне уже давно понимают, когда и за что надо платить деньги в Беларуси. До 50 долларов в сутки — приемлемая сумма, а если больше — это уже уровень здравниц Чехии и Германии. Поэтому нужна грамотная маркетинговая политика, чтобы не спугнуть потенциального клиента. И если за медицинскую составляющую отдыха пока можно быть относительно спокойными — лечебную базу наши санатории не запускали даже в самые трудные времена, то над развитием инфраструктуры пора подумать основательно. Сегодня мало обустроить территорию, надо позаботиться, чтобы и за пределами здравницы отдыхающие смогли прогуляться по ухоженным тропинкам или набережной. Будет современный сервис — клиенты обязательно подтянутся, невзирая на любые капризы погоды.

Цифры «СБ»

К лету функционировало 111 санаторно–курортных организаций на 28,8 тысячи мест и 205 оздоровительных организаций на 37,8 тысячи мест, которые подтвердили свой статус в результате прохождения процедуры государственной аттестации. В их числе — 75 санаториев на 20,9 тысячи мест, 7 детских санаториев на 1,9 тысячи мест, 12 детских реабилитационно–оздоровительных центров, 4 реабилитационных центра, 13 студенческих санаториев–профилакториев.

Факт

В белорусских санаториях предоставляется более 200 видов услуг, в том числе основанных на применении природных лечебных факторов. На территории здравниц расположено более 90 скважин с минеральной водой, имеются 4 месторождения лечебных грязей.


nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter