Санатории и рынок

Отечественное санаторно-курортное лечение у нашего населения определенно в чести. На койкоместа в белорусских здравницах, как ни парадоксально, вместе с ценой растет и спрос

Отечественное санаторно-курортное лечение у нашего населения определенно в чести. На койкоместа в белорусских здравницах, как ни парадоксально, вместе с ценой растет и спрос.

Только за счет оздоравливающихся  иностранцев в 2007 году в страну планируется привлечь более 10 миллионов долларов. 

Что  имеем? 

Прошлогодняя аттестация заметно упорядочила санаторно-курортную «делянку»: из 173 в стране осталось 101  заведение, имеющее право заниматься санаторной деятельностью. Если до 2006 года «коечная мощность» составляла более 36 тысяч мест, с прошлого года осталось около 24 тысяч. Обслуживающий персонал насчитывает ныне чуть более 15 тысяч человек.

Директор Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения при Совете Министров Беларуси кандидат медицинских наук Николай Мазур считает, что таким образом произошла оптимизация белорусской сферы оздоровления. 

На сегодняшний день ею владеют 28 собственников. Три из них – крупнейшие: УП «Белпрофсоюзкурорт» располагает 12 санаториями, на долю Управления делами Президента приходится 10, УП «Белагроздравница» — 8, остальные принадлежат различным ведомствам. 

Жить  по-рыночному

Уже несколько лет санатории трех основных собственников на полном хозрасчете, то есть действуют по законам рынка. Здесь появились маркетинговые службы, которые работают по бизнес-планам, занимаются пиаром своих здравниц. 

Еще совсем недавно почти 99 процентов путевок выкупало государство и распределяло их по себестоимости. Сегодня растет количество путевок,  продаваемых населению напрямую. Чтобы санаторий мог держаться на плаву, развиваться и быть конкурентоспособным, в стоимость, разумеется, закладывается рентабельность. Последние несколько лет цены на путевки были относительно стабильными. В нынешнем году делается все, чтобы уменьшить удорожание, во многом вызванное ростом цен на российские энергоносители для нашей страны. Согласно установленному на  нынешний год прейскуранту, по сравнению с прошлым годом в среднем они  выросли на 7—10 процентов. 

Еще одно рыночное «приобретение»: дифференциация цен в зависимости от сезона. В летний сезон, а также на рождественские и новогодние праздники цена на путевку вырастает на 10—15 процентов, соответственно в межсезонье стоимость падает. 

Прибыль  может  быть  и  больше

Специалисты отмечают: оказавшись «на рынке», руководители санаториев поняли, что не умеют правильно преподнести свой продукт. Пиар-кампании в этой сфере хоть и имеют место, но еще не достигли необходимого уровня. Хотя подвижки определенно есть. Наши санатории участвуют в выставках, размещают информацию в Интернете, организовывают рекламные акции…  Впервые этой весной будет выпущен справочник по санаторно-курортным организациям Беларуси с исчерпывающей информацией о них. 

На сегодняшний день средняя рентабельность отечественных санаториев – 3 — 6 процентов. Есть редкие, достигшие 20 процентов. 

В целом же картина за прошлый год выглядит так: 50 процентов санаториев сработали рентабельно, 35 процентов – бесприбыльно, 15 процентов оказались  в минусе. Хотя в Республиканском центре по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения  настроены оптимистично. Убеждены: еще не прошел период адаптации отрасли к новым рыночным условиям. Когда это произойдет, можно будет говорить о рентабельности около 30. 

Иностранцы  покупают  белорусское 

Тем не менее на сегодняшний день наши санатории, пожалуй, самые привлекательные по цене и качеству на постсоветском пространстве.

Отсюда и повышенный интерес иностранцев. Особенно он проявился в 2006 году. К примеру, если в 2005-м у нас отдохнуло около 10 тысяч иностранных граждан, то в прошлом – уже около 30 тысяч. В этом году можно рассчитывать более чем на  50 тысяч. О реальности таких предположений свидетельствуют нынешние январские продажи: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос на путевки у иностранных граждан вырос почти в 6 раз — с 515 до 3250. 

Основное количество иностранцев, приезжающих в наши здравницы, – россияне. Это неудивительно: там санаторно-курортное лечение обходится на 40—60 процентов дороже. Но наблюдается отрадная тенденция: все большее количество желающих оздоровиться прибывают к нам из дальнего зарубежья: Израиля, Прибалтики, Германии, Польши. Их интерес к Беларуси базируется на нескольких факторах:  природных условиях республики, мире и стабильности в нашей стране, качестве белорусских продуктов питания, доступности цен, а также мощной лечебной базе, заложенной еще в советское время. Ее белорусам удалось сохранить и приумножить. 

Вообще, в этом вопросе мы оказались мудрее и дальновиднее многих наших соседей. Те последнее десятилетие «гоняются» за модными тенденциями: SPA, фито-центрами… В основном упразднили  советскую санаторно-курортную базу. 

Никто не говорит, что SPA — это плохо, но  подобных центров и в Европе хватает. Таким образом, на фоне общих постсоветских преобразований в этой сфере белорусские здравницы выглядят уникальными, а значит, наиболее привлекательными. 

В той же Прибалтике в связи с нововведениями, можно сказать, практически не осталось детского оздоровления. Желание увеличить прибыли (детское лечение всегда было на дотации у государства) перевесило — его ликвидировали как явление. Тем не менее здоровье детей надо  укреплять во все времена. Те же эстонцы, когда хватились, поняли, что базы для этого у них не осталось. Вот и  стремятся теперь сотрудничать с Беларусью. А в  России, к примеру, стоимость путевки в детский санаторий может доходить до 800 долларов. Поди докупись… 

По  европейским стандартам 

В связи с возрастающим интересом к нашим санаториям нерусскоговорящих иностранцев в планах — постепенный перевод  санаторно-курортной базы на мировые общепринятые стандарты. Что это значит? Перво-наперво персоналу здравниц необходимо освоить тот или иной иностранный язык. Это не значит, что свободно разговаривать на языке Шекспира должна каждая горничная, но персонал рецепции, главврач обязаны быть на высоте. В планах также дублирование надписей на иностранном языке, организация визовой поддержки, трансферов, дополнительных экскурсионных программ.

Чтоб еще более улучшить привлекательность санаториев, необходимо максимально приблизить их организацию к мировым стандартам. Если на Западе человек едет в «три звезды», он точно знает, что получит из бытовых благ. У нас санатории делятся на категории, а это непонятные для иностранцев обозначения. Приходится им долго объяснять, что за чем стоит. Надо соответствовать общепринятым критериям, и народ к нам потянется. 

А  что  белорусам?

Как и в предыдущие годы, говорит Николай Мазур, в соответствии с президентской программой «Дети Беларуси», подпрограммами «Дети Чернобыля» и «Дети-инвалиды» основное внимание будет уделяться организации санаторно-курортного лечения и оздоровления детей. В 2006 году за счет средств республиканского бюджета и средств государственного социального страхования оздоровлено 838,9 тысячи детей, что составляет 79,1 процента от общего количества оздоровленных (1060,0 тысячи человек). За счет средств республиканского бюджета обеспечено бесплатными путевками 139 тысяч детей, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, и 4 тысячи инвалидов в возрасте до 18 лет. За счет средств государственного социального страхования бесплатные путевки получили 38,7 тысячи детей, нуждающихся в них по медицинским показаниям. В том числе 6,8 тысячи детей обеспечены санаторно-курортным лечением в белорусских санаториях Управления делами Президента Республики Беларусь, находящихся за пределами нашей республики. 

Нашей стране удалось сохранить свою собственность в республиках бывшего СССР. После распада Советского Союза у Беларуси остались  5 собственных здравниц в Мисхоре, Сочи, Друскининкае, Туапсе, Юрмале. Сюда не только льготник, но любой желающий может отправиться круглогодично. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter