Самый старший прапорщик

Выправка генеральская, огромный рост, сажень в плечах, характерные буденновские усы и голос, которым можно командовать парадом всех Вооруженных Сил страны, а не только солировать в ансамбле.
Выправка генеральская, огромный рост, сажень в плечах, характерные буденновские усы и голос, которым можно командовать парадом всех Вооруженных Сил страны, а не только солировать в ансамбле.

Кстати, солистов в Академическом ансамбле песни и танца Вооруженных Сил несколько, но он, старший прапорщик Александр Яровой, один, которого можно смело назвать лицом ансамбля. Если браться за разработку брэнда этого уникального коллектива, без Ярового не обойтись...

Александр Яровой, солист ансамбля

: - Ошибочка вкралась в календарик: не 30 апреля "спа›няецца 65 гадо› з часу заснавання ансамбля песнi i танца Беларускай ваеннай акругi" - 17 февраля 1938 года был дан первый концерт под Смоленском. И назывался тогда наш коллектив Ансамблем солдатской песни и пляски Белорусского особого военного округа. Но уже хорошо то, что напомнили о нас. Тем более есть что вспомнить - с тех пор ансамбль и в прямом, и в переносном смысле на передовой.

Лето 1940 года. Москва. Кремль. Перед всем советским правительством и самим Иосифом Виссарионовичем в рамках Декады белорусского искусства наш ансамбль дает концерт. Программа великолепная, номера отобраны заранее очень строгой комиссией. Изюминка представления - казачий пляс, в финале которого наши артисты составляют из сабель слово "Сталин". Сам танец проходит на ура - высокие чиновники просто сражены настоящим жонглированием боевым оружием и уже замерли в ожидании финальной сцены, как вдруг происходит невероятное. Сабля одного из артистов, блеснув клинком, как молния, вырывается из его руки, летит в сторону зрителей и... в метре от ног Сталина вонзается в паркетный пол. В зале повисла смертельная пауза... Обстановку разрядил сам Иосиф Виссарионович. Он встал и, глядя на оцепеневших артистов, начал хлопать в ладоши. И поднялась буря оваций - все решили, что все так и было задумано, что это сюрприз, подготовленный ансамблем сверх просмотренной ранее программы лично товарищу Сталину. О том, что из-за волнения артист просто не смог во время танца удержать саблю в руке, тогда, естественно, умолчали. А за подготовку коллектива к Декаде создатель ансамбля и его первый руководитель Александр Федорович Усачев был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Государственными наградами и почетными грамотами отметили тогда многих наших артистов.

Рассказал мне об этом случае Алексей Иосифович Недорезов, работавший в ансамбле с первых дней его основания, прошедший с ним всю Великую Отечественную войну и, к сожалению, несколько лет назад ушедший от нас.

...Утром 22 июня 1941 года ансамбль подняли по тревоге, приказали собраться у Дома офицеров. Вот оттуда ансамбль отступал вместе с частями Красной Армии, покидавшими Минск. Под Смолевичами чуть было не оказались в окружении, отсеченные немецкими танками. Ансамбль тогда потерял 10 человек. Потом были годы войны. Четыре, пять концертов ежедневно для солдат на передовой. Им ведь на фронте тогда не только патроны с гранатами нужны были. Хорошая песня, лихая пляска, а, бывало, и "соленая" шутка для бойцов не менее важны. От Смоленска до Кенигсберга дошел ансамбль. 19 наших артистов были награждены медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги"...

В мае 1982 года, в марте 1984-го и в октябре 1986-го ансамблю опять пришлось давать концерты на войне. В Афганистане.

В апреле же 1986 года нас, как и в начале Великой Отечественной, подняли по тревоге. 26-го рванул реактор Чернобыльской АЭС, а 29-го мы уже работали для солдат и "партизан", призванных на дезактивацию зоны - поднимали им боевой дух. Прямо там, в зоне, по три, четыре концерта давали. Запомнилось: зрители в респираторах, чуть вдали за Днепром станция видна, и наши девочки из балета на кузовах грузовиков танцуют. Им бы, конечно, внизу, на земле лучше плясать, но на земле запретили: слишком большая радиация. И так пришлось землю перед "сценой" брезентом накрыть и специальным раствором обработать, чтобы пыль не поднималась. Когда "Голос Америки" передавал, что в зоне все живое уже погибло, мы в Хойниках, Брагине, в Перках, Залесье давали концерты. Ну что ж, это наша работа - быть на передовой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter