«Самый развитый стендап – в Бресте». Двадцатилетний комик об открытых микрофонах, юморе за МКАДом и побегах на телевидение

Примерно год назад белорусский стендап начал переживать что-то вроде бума: стало больше открытых микрофонов, появились новые комики, возросла медийность. Как и многое новое, тему двигают молодые.



Рома Кендыш пока что даже не окончил университет, но уже успел организовать вечера открытых микрофонов в Барановичах и Пинске, около 50 раз выступил перед столичной аудиторией. Мы поговорили с ним о юморе, публике в регионах и внутренней кухне белорусского стендапа.

«Приятная атмосфера – точно, хорошие шутки – возможно, испанский стыд – неизбежно»

Так анонсирует свой открытый микрофон одно из стендап-объединений Минска. О том, что это такое, Рома рассказывает нам долго и подробно, со всеми деталями. Суммируем, приводим в систему.

Мы знаем стендап в основном по формату концертов опытных и популярных комиков, куда нужно покупать билет. Но существуют и открытые микрофоны, когда перед публикой выступают все желающие. В этом случае разговор о деньгах не идет: слушатель не платит, а артист не получает гонорар. И те, и другие мероприятия организовывают стендап-объединения. В Минске их шесть (спорим, вы не знали), у большинства по 2–3 постоянных микрофона в афише недели. Обычно это выступление в баре или клубе.



– Два года назад на открытый микрофон можно было наткнуться только случайно, никто о них не говорил. – Рассказывает Рома Кендыш.- А сегодня найти такой намного проще, потому что у всех объединений есть активные группы в соцсетях с постоянными апдейтами, анонсы появляются на сайтах городских афиш. Существует даже интерактивная карта минских открытых микрофонов, чтобы сразу ориентироваться по местности.

– В чем суть открытого микрофона?

– Фишка в том, что выступает любой желающий. Для комиков это такая стартовая площадка, где можно проверить материал на разной аудитории и набраться опыта. Так лучше разбираешься, какие шутки «зайдут», какие нет, начинаешь понимать аудиторию. После открытого микрофона (а лучше нескольких) сразу ясно, над чем надо поработать.



- Есть ли жизнь и стендап за МКАДом?

– За пределами Минска стендап существует в зачаточном виде. В каждом областном центре есть свое объединение, но они проводят в основном концерты, а не открытые микрофоны для всех желающих. А раз люди будут покупать билеты, то спрос с комика больше. Когда человек приходит на открытый микрофон, он абсолютно расслаблен, потому что понимает: может быть смешно, а может быть и не очень. Не угадаешь. Если тот же человек платит за стендап, он хочет, чтобы смешно было обязательно и сразу же. Поэтому комиков берут «проверенных», с опытом выступлений. Новичкам в индустрию пробиться сложно.



По словам Ромы, самый развитый стендап из всех областных городов – в Бресте, потому что там последние два года проводят летние стендап-фестивали. Это когда целый день нонстопом комики выступают в разных форматах: открытый микрофон, сольные концерты и импровизации. Такие мероприятия существуют давно, они очень популярны в Питере и Одессе. А в Беларуси народ на фестивали «приходит и кайфует» только в Бресте.

– Почему в регионах не проводят вечера открытых микрофонов?

– Проводят, только намного реже. В городе может попросту не хватать комиков, которые захотят выступить. В Гродно, например, попасть на открытый микрофон можно от силы раз в месяц, а то и реже, потому что стендаперы не набираются. Было много попыток запускать такой формат не только в областных, но и в районных центрах. Уже год открытый микрофон существует в Пинске, где выходит раз в 2–3 месяца. Каждый раз, когда его проводят, послушать собираются толпы людей. Когда я там выступал, сильно удивился, потому что делали мероприятие в небольшой кофейне, и она была забита битком. Так что людям это нравится, просто комиков нет.



С командой организаторов местного открытого микрофона Рома быстро нашел общий язык. Теперь он помогает устраивать следующие выступления в Пинске и пробные – в других городах. Из далеких, но реальных планов у комика стендап на малой родине – в Ляховичах.

– Люди еще не всегда понимают, что такое стендап. Во многом роль играет возраст: большей части аудитории либо меньше семнадцати, либо больше тридцати – и не каждого из них ты затянешь на выступление.

Сила телевизора, развитие и демография

В мире стендап – это далеко не новое явление. В Европе и США он активно развивается с середины прошлого века. Там о стендапе знает каждый второй, формат шоу всем понятен. Беларусь таким похвастаться не может. Почему так и что наши комики делают для изменения ситуации?



– В Беларуси стендап начал развиваться позже, и ресурсов на это уходит меньше, чем в России или Европе. Например, на белорусском телевидении стендапа почти нет. Да, комики приходят, но это происходит нечасто и не в формате шоу. Можно было бы запустить проект на белорусском языке, но не факт, что это будет конкурентоспособным тому же ТНТ. Поэтому в наших условиях выйти на следующий уровень интереса к индустрии практически невозможно. – объясняет Рома. – Но многое решает аудитория. Раньше комики уезжали в Россию, потому что в Беларуси интереса к стендапу почти не было. А в прошлом году на него пошел бум: появилось больше открытых микрофонов, комиков, медийность. Так что с мертвой точки мы сдвинулись.

– В стендапе есть ограничения?

– На открытых микрофонах - только самоцензура, на телевидении и мероприятиях – по-другому. Все зависит от регламента. Например, в университетском стендапе ограничения строгие - и по лексике, и по темам, – хмурится Рома. – Вообще стендап – это такой же общественный регулятор, как журналистика или кино, его суть не только в шутках. Многие комики в выступлениях стараются донести важные мысли, обратить внимание на проблемы страны, которые их волнуют. И все темы разные. Одни переживают, потому что у них носки теряются постоянно, другие – по поводу зарплат. Меня, например, интересует политика.



– Чтобы шутить о политике, надо сначала в ней разобраться. Как у тебя с этим?

– На мой взгляд, я разбираюсь, – смеется Рома. – Но считаю, что вообще политику не особо надо понимать, чтобы о ней шутить. Банальные шутки понимает любой человек, потому что он знает либо имена, либо ситуацию. Я мог бы шутить про более углубленные вещи, но боюсь, что публика не будет понимать. А в поверхностных штуках разбираются все, и их вполне достаточно. Большего и не надо.

– Стендап – это дело всей жизни?

– Это хобби, развлечение для себя. Мне хочется о чем-то рассказывать, шутить и нравится это делать. Но заниматься профессионально – вряд ли, на стендапе много не заработаешь. Так что я продолжу выступать, но основной работой стендап делать не собираюсь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter