В 1980-е не было в СССР актера более популярного, чем Александр Абдулов: он был буквально завален работой — как в театре «Ленком», в котором служил до конца жизни, так и в кино. С распадом Советского Союза многие именитые артисты оказались забыты, но не он — Абдулова по-прежнему заваливали предложениями режиссеры, при этом сам он трогательно опекал своих друзей и пожилых актеров, оставшихся не у дел (знаменитая комическая «старуха» Татьяна Пельтцер звала его сыночком). В год юбилея вспомним знаковые роли этого талантливого и несправедливо рано ушедшего мастера.
Первая роль

Медведь
Крестным отцом актера в профессии стал Марк Захаров: он принял его в театр, он же и помог ему изведать вкус первого большого успеха в кино — пригласил на пробы в фильм «Обыкновенное чудо». К Захарову Абдулов относился очень трепетно, считая его практически вторым отцом: «Потому что все, что я есть, это мой отец — Гавриил Данилович Абдулов, а все, чего я достиг, — это мой второй отец Марк Анатольевич Захаров». Сниматься в роли заколдованного юноши-медведя рвались многие красавцы артисты. Абдулов на пробы согласился легко, сказав: «С удовольствием, потому что все равно пробуюсь всегда я, а снимается потом Костолевский». Как выяснилось, эта фраза задела режиссера за живое, потому что он в итоге отстоял на худсовете именно Абдулова: ответственные товарищи сомневались, сможет ли молодой артист «вытянуть» работу рядом с такими корифеями, как Миронов, Янковский и Леонов, забывая, что на театральной сцене такое партнерство вполне получалось. Кстати, юношеское увлечение фехтованием не раз помогало артисту на съемочной площадке, и в «Обыкновенном чуде» он обходился без дублеров. Роль прославила Абдулова, закрепить успех год спустя помогли съемки в картине «С любимыми не расставайтесь», где партнершей артиста стала его жена Ирина Алферова. В общей сложности вместе они сыграли в шести фильмах.Антигерой
Роли романтичных красавцев были, по мнению режиссеров, просто созданы для Абдулова с его впечатляющей внешностью. Но сам актер считал иначе: «Я старался амплитуду свою расширять, играл разные роли — и характерные, и всякие. Мне безумно нравится одна характеристика обо мне. Когда меня в очередной раз вычеркнули из премии Ленинского комсомола, какой-то чиновник сказал замечательную фразу, которой я горжусь: «Абдулову нельзя давать премию Ленинского комсомола, потому что у него нездоровая популярность».В самом деле, его обожали в разных ролях: циничный адвокат Рамкопф в фильме «Тот самый Мюнхгаузен», студент-москвич Никита в «Карнавале» и избалованный красавчик Володя Смирнов в «Самой обаятельной и привлекательной», бандит Боб Деготь в сериале «В поисках капитана Гранта» — везде Абдулов был органичен и при этом умудрялся не вызывать у зрителя негатива. Известно, что публика нередко переносит на артиста свои чувства к неприятному персонажу, однако с Александром Абдуловым подобного не случалось ни разу. Его не просто любили — обожали и с нетерпением ждали следующей роли.
Проходимец Жакоб в «Формуле любви» или блистательный господин Лядащев из Тайной канцелярии в «Гардемаринах», трепетный Иванушка в «Чародеях» (Абдулов был битломаном, носил соответствующую прическу и легко вписался в роль молодого музыканта в современной сказке), сумрачный Ланцелот в картине «Убить дракона» или Сергей, любовник и убийца, в «Леди Макбет Мценского уезда»… Зная о своем обаянии, он легко брался за отрицательные роли, в 1990-е переиграл и киллеров, и «новых русских», и мафиози — особую популярность получили его работы в фильме «Гений» и «Шизофрения». Зрители ждали любимого артиста в любом амплуа. И по сей день пересматривают фильмы с его участием.
ovsepyan@sb.by