Как обеспечить экономическую безопасность страны?

Самый главный приоритет

О приоритетных задачах обеспечения экономической безопасности страны
Глобальный кризис, обострение конкуренции в мире потребовали внесения серьезных коррективов в Директиву № 3 Президента. Ее новая редакция вовсе не ограничивается проблемой бережливости, а рассматривает комплекс задач обеспечения экономической безопасности страны. Не умаляя актуальности каждой из них, мне кажется, важно было бы уточнить приоритеты.

Согласно Конституции Беларусь – государство социальное. К сожалению, многие трактуют эту категорию упрощенно. В их понимании роль социального государства низводится до раздачи благ экономически не защищенным слоям населения и оказания гражданам некоторых социальных услуг. В действительности же функции социального государства выходят далеко за рамки подобных поверхностных представлений. Для наглядного разъяснения его сущности можно воспользоваться образным рядом, начатым нобелевским лауреатом Василием Леонтьевым. Этот всемирно известный экономист удачно сравнил экономику с парусником, чьи паруса наполняет ветер частной инициативы, а рулем служит госрегулирование.

Увы, технический прогресс давно сделал парусные суда экзотикой. Нынче для описания хозяйственной системы страны больше подходит образ океанического лайнера, движимого не капризным ветром, а собственным двигателем. При этом силовая энергетическая установка корабля, его ходовой двигатель, к тому же снабжающий живительной энергией все прочие системы жизнеобеспечения судна, – это, бесспорно, экономика страны.

Образ корабля-нации позволяет расставить приоритеты социального государства. Очевидно, что капитан корабля и его ближайшее окружение несут всю полноту ответственности за судьбу судна, за жизнь его пассажиров. Исходя из этого, самая главная, наиболее приоритетная функция социального государства – обеспечить условия для выживания нации в сколь угодно отдаленной перспективе. 

Очевидно, что решение этой стратегической задачи сводится не просто к сохранению работоспособности, но к развитию национальной экономики. Потому что в условиях меняющегося мира только развитие способно дать исторический шанс. А неспособность к прогрессу сулит ту же участь, что постигла, например, СССР с его «застоем». Иными словами, социальное государство не имеет права пассивно сидеть на перераспределении благ. Оно обязано активно решать куда более важную проблему экономического развития, выживания общества.

Лидеры мировой экономики в качестве критерия экономического развития и, соответственно, главного стратегического приоритета определили себе рост удельного веса факторов пятого и шестого технологических укладов, то есть внедрение в экономику нано-, био-, инфо-, телекоммуникационных и других высоких технологий. Локомотивом же технико-технологического развития является индустриально-промышленный комплекс. Именно он продуцирует и поставляет во все прочие отрасли и сферы прогрессивные орудия труда и предметы быта. Поэтому о политике новой индустриализации возвестили США, ЕС, Япония, Индия, Китай, Бразилия и другие страны. В становление высших технологических укладов они уже вложили 4 трлн долларов – 80% всех своих антикризисных денег. Нынче благодаря ежегодному инвестированию в соответствующие отрасли промышленности по 400 млрд долларов обеспечен их рост темпом 20—25% в год.

Понятно, что столь масштабные финансовые вложения на срочную перспективу и к всеобщей пользе неподъемны, неинтересны для частного, тем более малого-среднего бизнеса с его стремлением к быстрой прибыли. Поэтому во всем цивилизованном мире правительства методично наращивают свою экономическую роль. Отстать в нынешней технологической гонке, положившись на рыночное саморегулирование, означает погибнуть. Иными словами, мировой опыт учит, что нет на сегодня для социального государства важнее задачи, чем мобилизовать страну на технологическое ускорение.

К тому же океан мировой экономики из-за кризиса изрядно штормит. Образ корабля-нации подсказывает, что надо делать Беларуси в условиях разбушевавшейся стихии. Прежде всего, государство ни в коем случае не должно бросать штурвал управления экономикой, как это лукаво советуют некоторые наши «доброхоты», уповающие на чудотворное всесилие свободного рынка. При этом усилия и ресурсы всего общества – от рядовых граждан до банковской системы и государства в целом – должны быть подчинены решению жизненно важной проблемы — ускоренного технико-технологического переоснащения промышленности. Без этого невозможно полноценное решение и других обозначенных в Директиве № 3 задач — ресурсосбережения, повышения качества продукции, наращивания экспорта.

Значит, по примеру лидеров мировой экономики новая индустриализация как общенациональный проект ускоренной модернизации промышленного комплекса должна стать главным стратегическим приоритетом развития Беларуси. Думается, пришла пора нам всем на некоторое время отвлечься от обустройства своих личных кают и всерьез озаботиться сохранением плавучести, увеличением скорости нашего общего корабля. В противном случае наш корабль-нация обречен на неизбежное отставание от лидеров технического прогресса, что в условиях обостряющейся конкуренции смерти подобно.

Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационного менеджмента БГУ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter