Как будут встречать Новый год в самых отдаленных и малонаселенных деревнях Беларуси

Самые важные подарки

НОВЫЙ год — это не только огни большого города и тысячи людей, занятых предпраздничными хлопотами. Не только поселки и агрогородки. Это еще и крохотные деревушки, где и жителей всего-то один-два человека. И, как правило, уже немолодых, в эти дни особо нуждающихся в поддержке, внимании и понимании. Они, наверное, уже не ждут подарков от Деда Мороза, а под бой курантов загадывают простые желания — пусть будет мир, были бы здоровы дети и внуки. А еще они точно знают: о них не забудут родные люди, медики, кооператоры, социальные и культработники. Власть, одним словом. Побывав в самых отдаленных и малонаселенных деревнях, корреспонденты «СГ» в этом убедились.

ГРОДНЕНЩИНА

В лесной дом приедет сын

88-ЛЕТНЯЯ Янина СТАШКО — единственный житель затерявшейся в лесу возле границы с Литвой деревни Коди, что в Гродненском районе. Так получилось, что после распада Советского Союза часть населенного пункта оказалась по одну сторону границы, вторая — по другую. Разделила пограничная полоса даже близких родственников. Правда, Коди вовсе не родина женщины. Очутилась она здесь волею судьбы.

Янина СТАШКО в окошке своего дома.

В 1929 году родители Янины, Иван и Станислава Гринцевичи, проживавшие тогда в Островецком районе, надумали податься на заработки в Америку. Но отец из-за проблем со зрением не прошел медкомиссию. Решили тогда переехать во Францию в небольшой шахтерский городок, расположенный недалеко от Лилля. Отец работал на шахте, а мать — сначала на сахарном заводе, а потом у местного фермера. Прожили там 17 лет. Яня родилась во Франции. Окончила там школу, училась на швею. В 1947 году родители, накопив денег и поверив, что в Советском Союзе всем живется хорошо, решили возвращаться. Вернувшись, купили несколько гектаров земли, построили дом. Но вскоре здесь начали создавать колхозы, а купленную землю у них отняли. Отчаявшись, хотели вернуться обратно во Францию, но путь туда уже был закрыт. 

Полученная за границей специальность пригодилась Янине Ивановне в Беларуси. Много лет она трудилась швеей в ателье. Когда умер муж, а ей было уже 63 года, сын Чеслав уговорил переехать к нему в Гродно. Прожив большую часть своей жизни в деревне, ее тянуло к сельскому труду. Сидеть без дела было неинтересно. А когда сын в Коди построил дом, решила переселиться туда. Здесь не только можно было сажать огород, но и вволю дышать чистым лесным воздухом, собирать грибы и ягоды. 

Рассказ о судьбе белорусской француженки появился в интернете в феврале этого года. Им заинтересовалось посольство Франции. Сначала женщину навестил французский консул, а летом ее пригласил к себе в Минск Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Республике Беларусь Дидье Канесс. В начале октября во время своего визита в Гродно посол сам заехал в гости к Янине Сташко. Оказалось, они родились в соседних городках. Вместе с послом она спела «Марсельезу». На французском, конечно. Его не забыла до сих пор. Расчувствовавшись, Дидье Канесс предложил женщине организовать поездку на родину. Янине Ивановне, безусловно, хотелось бы побывать в знакомых местах, увидеть, как теперь выглядит населенный пункт, где она когда-то появилась на свет. Но боится, что такое длительное путешествие в ее годы будет совершить непросто. 

СОБЕСЕДНИЦА рассказывает, что в лесной глуши ей вовсе не страшно. Может, только скучно одной. Долгими зимними вечерами зачастую не спится. Вспоминается прожитая жизнь. Правда, она здесь вовсе не забыта. Раз, а то и два в неделю приезжает сын Чеслав, наведываются пограничники. Не оторвана она и от «большой» жизни: выписывает и читает газеты, слушает радио, смотрит телевизор. Мобильная связь здесь работает неустойчиво, связисты установили Янине Ивановне стационарный телефон. Два раза в неделю заезжает автолавка. В соседние Калеты приходит автобус, на котором можно заехать в поссовет, Гродно. Правда, идти до остановки далеко — аж три километра.

Возможно, вскоре одинокая жизнь хуторянки наполнится разнообразием. Сын делает здесь мастерскую для художников, фотографов и дизайнеров, где они смогут заниматься творчеством, устраивать выставки, пленэры. 

Что касается Нового года, его бабушка Яня планирует встречать в своем лесном доме. В гости должен приехать сын. 

— Это в России и Беларуси Новый год считается большим праздником, — поясняет она. — Во Франции отмечают Рождество. Именно в этот день дарят подарки, поздравляют, веселятся. Помнится, в школе мы всегда желали друг другу хорошего нового года и здоровья. Правда, с годами и там произошли некоторые изменения. Но все же Рождество по своей значимости и теперь не идет ни в какое сравнение с Новым годом. 

Геннадий ГИЛЬ, «СГ».

gil@sb.by
 

Фото Чеслава СТАШКО.



ВИТЕБЩИНА

С плазмой, но без оливье

ДЕРЕВНЮ Бор в Лиозненском районе сложно найти даже по навигатору. И неудивительно: здесь осталось всего две жительницы. Мать и дочь, Мария Михайловна и Галина АГНИЩЕНКО (на снимке), уже давно живут одни в небольшой хате. 


Дом, к которому тянется цепочка следов от колодца, стоит практически посреди поля — даже не похоже, что раньше тут была деревня. Хозяйка, Галина Агнищенко, встречает у калитки:

— В хате низкий потолок, мы-то привыкли, а вы можете удариться. До нас нелегко добраться, если не знать дорогу.

ЕЕ мама Мария Михайловна ждет в единственной комнате. Она еще помнит времена, когда деревня гудела от людских голосов:

— Родилась тут и живу всю жизнь. В войну все сгорело — обосновались в землянке. А в 1945 году мама подорвалась на мине — мне было десять, самая старшая. Соседи кормили. Пахать приходилось, как взрослым. 

Детство Галины тоже прошло здесь. В небольшом доме, который купили родители после свадьбы, их помещалось пятеро. Постоянно работали по хозяйству: держали кроликов, корову, которым нужно было накосить травы, из колодца носили воду, причем не на коромысле, а на палке с гвоздем. 

— В школу ходила сначала в деревню Речки, что в паре километров отсюда, — вспоминает Галина. — Затем — в Большую Выдрею, а заканчивала в Новом Селе — добираться приходилось пешком, через кладку в дождь, грязь, снег без зонтиков. На занятиях сидела в мокрой одежде, а зимой на уроки отправлялись всей деревней. 

После десятого класса Галина уехала учиться в Витебск в кулинарное училище. Работала поваром в школьной столовой и на хлебозаводе. За это время жители Бора умерли или переехали — два года назад ушла на покой ее тетя, предпоследняя жительница деревни. Тогда Галина оставила работу и приехала к матери. Кстати, Мария Михайловна справлялась с огромным хозяйством сама: держала лошадь, корову, сажала огород. Да и сейчас с легкостью даст фору молодым: картошку перекопает, соберет колорадских жуков, подоит корову.

— В одиночестве не скучаем, — смеется Галина. — Есть корова, два кота, пара десятков кур. По выходным приезжают родственники, привозят продукты и помогают по хозяйству. Сельисполком чистит дорогу зимой, весной берем в аренду на предприятии коня, чтобы вспахать огород. Дрова не заказываем: разбираем соседские дома и бани. Пенсию привозит почтальон, а если нужен врач, договариваемся с поликлиникой и сельисполкомом, чтобы довезли. Да и от автолавки уже отказались. 

Новый год для сельчанок — обычный день: елку в доме не наряжали никогда, чтобы не отнимать место у детей. Обойдутся без традиционных салатов, мол, на ночь есть вредно. А еще знают, что дети и внуки обязательно заглянут поздравить, тем более что подарки уже поступили. К празднику сын Марии Михайловны привез новенький плазменный телевизор на замену старому «Витязю» — теперь это единственное развлечение: 

— Посмотрим да спать ляжем. А чего ждем от праздника? Наверное, мира, чтобы больше не пришлось прятаться от гранат в землянке. 

Светлана ГАЛУЗО, «СГ».

svetlova_2097@mail.ru

Фото автора.

ГОМЕЛЬЩИНА

Накрыть бы на всю семью бесконечно длинный стол

ЛЮБОВЬ Яковлевна и Александр Прохорович НИЧИПОРЕНКО уже более 20 лет на пенсии. У них шестеро детей, 15 внуков и четыре правнука. Однако Новый год несколько последних лет они предпочитают встречать у себя дома в поселке Зимник Буда-Кошелевского района. И их совершенно не смущает, что они единственные его жители.


– КОГДА были помоложе, ездили к дочке в Гомель, там с удовольствием ходили на площадь, к главной елке, — вспоминает Любовь Ничипоренко. — Пели, плясали… Но потом для себя решили, что лучший семейный праздник — у себя в деревне.

Любовь Яковлевна помнит, как еще в советские времена в Зимнике было много людей:

— Дворов всего 14, но в каждой семье по 6—7 детей, так что весело и людно было. Раньше двери и ворота в поселке запирать было не принято. В гости друг к другу приходили без приглашения, а отношения между жителями были почти семейные. Тем более в праздники. На Новый год пела и гуляла вся деревня. Муж играл на гармони, я пела… По молодости мы не пропускали ни одной свадьбы, ни одного застольного праздника в округе.

Конечно, когда дети были маленькими, вспоминает Любовь Яковлевна, в Зимнике елку наряжали в каждом доме. Естественно, живую, их в ближайшем лесу можно было срубить без всяких проблем. Фабричных игрушек ни у кого не было, и никто даже не представлял, как они выглядели. Все мастерили своими руками, в первую очередь гирлянду — годами копили лампочки, красили их в разные цвета масляными красками, привязывали на веревку.

Игрушки поменьше получали, завернув тряпичный комок в конфетную бумажку. Любовь Яковлевна вспоминает:

— Была у нас традиция, связанная с гирляндами из конфетных фантиков. Их мы сохраняли от года в год, постепенно удлиняя. Так что спустя много лет они были несколько метров в длину.

Супруги родились и выросли в Зимнике. Тяжело жили, тяжело трудились на земле. Но отдыхать не забывали, и Новый год для них всегда был самым желанным праздником. Любовь Яковлевна помнит до сих пор ценность фантиков из-под конфет. Помнит картонные игрушки на елке: птичек, зверюшек, звезды. Помнит, как в детстве сами красили золотой или серебряной краской грецкие орехи и пластилином крепили ниточку, за которую вешали их на елку. Стеклянные игрушки появились в их доме гораздо позже, когда у них уже были дети. Игрушки были советские — красивые шарики, сосульки! Теперь они пылятся в большой коробке. Выбросить жалко, это же память о далеком детстве, где исполнялись все мечты…

Новый год для Любови и Александра всегда был семейным праздником. Еще лет 20 назад все дети собирались за одним столом, делились своими впечатлениями о прошедшем годе, подводили итоги и строили планы на будущее. К празднику супруги Ничипоренко всегда накрывали стол вкусностями, в углу комнаты ставили наряженную елку, под которой дожидались своей очереди подарки. Приезжали дети, которые понимали, что счастливый праздник может быть только в родном доме — там, где провели все детство.

В последние годы дети не приезжают в Зимник на Новый год, а предпочитают навестить родителей уже на следующий день или через неделю, на Рождество. Дарят друг другу подарки, пьют чай со сладкими новогодними подарками.

— А если приедут вдруг все сразу, то столы придется накрывать аж до следующего поселка Северный, — смеется жизнерадостная Любовь Яковлевна.

В ПОЛОВИНЕ двенадцатого 31 декабря супруги Ничипоренко сядут за праздничный стол, чтобы провести старый год:

— Мы всегда внимательно слушаем новогоднее поздравление Президента Республики Беларусь и, как в молодости, волнуемся, чтобы встретить следующий год обязательно под бой курантов. Ровно в 00.00 мы поздравляем друг друга с праздником и загадываем желания. А какие у нас сейчас желания? Чтобы все были здоровы и счастливы. Но самой главной нашей традицией, которую я хотела бы передать своим детям, остается то, что каждый год на новогодние праздники семья должна быть вместе. И я желаю всем на этой планете, чтобы в новом году близкие и родные были с вами рядом!

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ».

vakulich@sb.by

Фото автора.

МОГИЛЕВЩИНА

Артисты пешком, а баян на саночках

ЕСЛИ для большинства работников столичных сцен Новый год — это возможность хорошо подзаработать, то для сельских артистов это скорее благотворительная акция и возможность устроить праздник не только для сельчан, но и для себя. Ведь самодеятельные артисты выступают перед любой публикой с удовольствием и энтузиазмом.

В ДУЖЕВСКОМ сельском доме народного творчества Чаусского района не оставили без подарков и поздравлений жителей даже самых отдаленных деревень. Новогоднее турне артистов началось в последнюю декабрьскую декаду, 31 декабря запланирован последний выезд творческой группы с подарками, баяном, в концертных костюмах в самые дальние деревушки — Кузьминичи и Роман-Вино, в каждой из которых проживают по несколько человек.

Директор Дужевского дома народного творчества Елена Орлова рассказывает:

— Чтобы добраться до этих далеких деревень, будем просить машину у директора нашего сельхозпредприятия ОАО «Дужевка». Он нам никогда не отказывает. Хотя мы сами стараемся по мере сил решить организационные вопросы. Например, в деревню Пороевка за 6 километров от Дужевки нас отвезли на машине друзья-односельчане. В деревню Теплое вовсе отправились на санях, запряженных лошадью. А в Скоклево пешком сходили, а баян на саночках везли.

В Пороевке зрителем такого импровизированного новогоднего концерта стал всего один сельчанин, оставшийся на зиму, — бывший летчик Алексей Иванович Савичев. А вот в Скоклево зимуют в своих домах десяток жителей. К ним новогодний концерт приехал на днях. Поделилась впечатлениями от него Клавдия Ивановна Елисеенко, пенсионерка, отработавшая всю жизнь учительницей:

— Артисты приехали с сюрпризом. От этого впечатления были еще ярче. Появились они, когда все жители собрались в определенном месте, куда приезжает к нам автомагазин. На саночках привезли баян, облачились в костюмы и устроили настоящий праздник. Мы растрогались до слез, аплодировали, пели и даже приплясывали вместе с ними. Нам подарили не только прекрасное настроение, но и подарки — красивые кружки.

Елена Орлова по опыту знает, что сельские жители оказываются самыми благодарными слушателями и зрителями:

— Для нас выезды в эти отдаленные деревушки отнюдь не нагрузка, а такое же радостное мероприятие, как и для самих зрителей. Для многих пожилых сельчан это возможность пообщаться, поговорить, поделиться новостями. На таких импровизированных концертах мы получаем очень искренние благодарности. А сельчане — заряд энергии и праздничного настроения.

В Хотимском районе новогодние поздравления будут развозить вплоть до крещенских праздников артисты автоклуба центральной клубной системы. По словам его заведующей Марии Кошкиной, посещение отдаленных деревень артистами, социальными и медицинскими работниками не прекращается круглый год:

— Но к Новому году и Рождеству мы обязательно побываем в каждой деревушке — их у нас 35. Пожилые люди, живущие там, нас уже знают и всегда с радостью принимают. Многие бабушки и сами талантливы — и песню споют, и байку прочитают в ответ на наши выступления. Побываем с концертами и на фермах, и в агрогородках.

Диана ГАРАНИНОВА, «СГ».

garaninova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter