Самые слабые звенья льняной цепи

Лихорадить ее стало в начале столетия, когда уровень рентабельности льнопродукции приблизился к нулю, а потом опустился еще ниже. В 2005 году, например, она составила, если можно назвать это рентабельностью, минус 30 процентов, в следующем — зашкалила за минус 60, потом несколько лет колебалась в отрицательных пределах — от 46 до 24 процентов, хотя раньше была стабильно положительной. С убытками работали льнозаводы и сельхозпредприятия и в минувшем году.

НЕСМОТРЯ на принимаемые меры по реанимации льняной отрасли, она по-прежнему требует к себе повышенного внимания

Лихорадить ее стало в начале столетия, когда уровень рентабельности льнопродукции приблизился к нулю, а потом опустился еще ниже. В 2005 году, например, она составила, если можно назвать это рентабельностью, минус 30 процентов, в следующем — зашкалила за минус 60, потом несколько лет колебалась в отрицательных пределах — от 46 до 24 процентов, хотя раньше была стабильно положительной. С убытками работали льнозаводы и сельхозпредприятия и в минувшем году.

В СВОЕ время о перспективах развития отрасли высказывалось немало разных мнений. Одни предлагали сократить производство льна, другие — еще больше площадей для выращивания этой культуры передать льнозаводам, третьи ратовали за их модернизацию. Помню, как-то несколько партий льнотресты даже возили на переработку в Бельгию. Результат оказался обнадеживающим. В таком случае оставалось только совершенствовать технологию и модернизировать предприятия. А три года назад при посещении Дубровенского льнозавода свою точку зрения однозначно высказал Президент Александр Лукашенко: «Льну в Беларуси быть». По его словам, у нас создана хорошая школа — от возделывания этой культуры до производства тканей. Поэтому ее ни в коем случае нельзя потерять.

В свою очередь, это означало, что отношение к производству льна необходимо улучшать. Украшая герб страны, он заслуживает большего. Однако в прошлом году, например, при подведении итогов республиканского соревнования среди сельхозпредприятий и льноводов на выращивании льна его условия выполнили лишь льносемстанции. Получено только 142 тысячи тонн льнотресты, что равнозначно примерно 45 тысячам тонн льноволокна. Это почти 75 процентов государственного заказа. А ведь даже в 2008 году, когда валовой сбор льноволокна во всех категориях хозяйств оказался рекордным после 1995 года и составил почти 61 тысячу тонн, уровень рентабельности оказался минус 13,8 процента.

КОГДА специалисты проанализировали весь процесс производства льна и его переработки, то наиболее слабым местом в этой цепочке оказались льнозаводы. Поэтому было принято решение переоснастить их новым оборудованием. Разработанная программа предусматривает из ныне действующих 40 таких предприятий после модернизации оставить 25. Несколько из них уже переоснащено, в ближайшее время будет запущено еще 6. С учетом модернизации придется подкорректировать и сырьевые зоны, но ни в коем случае не сокращать объемы производства тресты. В этом плане задача остается прежней, ради чего все и затеяно — получать 60 тысяч тонн льноволокна высокого качества и определенного номера. На декабрьском заседании Президиума Совета Министров принято решение уравнять экономические условия производства льнотресты как для коллективных хозяйств, так и льнозаводов. Тогда же решили отказаться от закупок комплектного импортного оборудования.

Государство планирует усилить развитие этой отрасли по нескольким направлениям. В том числе стимулировать объемы производства и качества льнотресты посредством выплаты за нее надбавок, а также удешевлять волокно, поставляемое для государственных нужд. Предприятиям отрасли будет выделено около 350 миллиардов рублей льготных кредитов на строительство, модернизацию и приобретение оборудования, о чем во время недавнего посещения ОАО «Кореличи-Лен» подробно проинформировал Премьер-министр Михаил Мясникович. Так, в Кореличах будет установлена новая высокопроизводительная бельгийская линия «Депортере». Аналогичные работают в Пружанах, Шклове. Такие же появятся в Ляховичах, Поставах, Ореховске, на других предприятиях. На начало года в ОАО «Кореличи-Лен» запланирован монтаж оборудования, потом его обкатка, чтобы на нем перерабатывать тресту нового урожая. При этом несколько предприятий намечено сдать до осени 2015 года, чтобы принять выращенный урожай.

– НОВАЯ линия позволит увеличить производительность труда, сократить количество обслуживающего персонала, улучшить качество продукции и условия работы людей, — знакомит с перспективами развития предприятия его главный инженер Иван Лаврович. — На смене у нас задействовано 24 человека, останется 8. Пропускная способность старой линии — 750 килограммов тресты в час, на новой можно будет перерабатывать в два раза больше. Экономия энергоресурсов примерно 15—18 процентов. Так что преимущества модернизации очевидны. Но под такую технологию сельхозпредприятия должны поставлять и соответствующее сырье.

С гектара льна, по словам Ивана Лавровича, они получают выручки от 1,5 до 2 миллионов рублей, с гектара свеклы — раз в 5—8, а то и в 10 больше, до 30 миллионов рублей можно иметь с гектара картофеля. Но там эти культуры может возделывать один человек, а здесь только на заключительном этапе лен необходимо вытеребить, разложить, обернуть, поднять, скатать в рулоны, привезти на завод. Из-за этой трудоемкости и необходимости строжайшего соблюдения технологии некоторые сельхозпредприятия, будь на то их воля, вместо льна не прочь бы заниматься выращиванием зерна, сахарной свеклы, картофеля или кормовых культур. Тем более что техника для производства льна специфическая и на других работах практически не применяется.

— И все же, если этой культуре в нашей республике быть, в чем уже никто не сомневается, то к ней нужно относиться всерьез на всех этапах — от возделывания до переработки, — сказал напоследок Иван Николаевич. — Добавлю, включая и это предприятие. За последние пять лет оно положительно работало только в позапрошлом году, получив 60 миллионов рублей прибыли, в первую очередь за счет более высокого качества сырья.

— В сырьевой зоне льнотреста оказалась ниже единицы, — делает раскладку главный экономист предприятия Галина Болзан. — Отдельные поля нашего мехотряда, за которым было закреплено 1220 из 1650 гектаров сырьевой зоны, находились километров за сорок. Да и погода в конце лета — начале осени была не в пользу льноводов. Не лучшим образом на конечном результате сказались и закупочные цены. Так, в сентябре за тресту первым номером платили 1480 тысяч рублей. Если в среднем с гектара получали ее более трех тонн, то в пересчете на деньги это 5,4 миллиона рублей, в то время как от других культур можно получать большую отдачу. К тому же разница в цене длинного и короткого льноволокна, — сыпала примерами Галина Николаевна, — несущественная.

После реконструкции тресту на предприятие будут поставлять хозяйства Кореличского, Новогрудского, частично Ивьевского районов и конечно же местный мехотряд. На его долю приходится более 70 процентов площадей всей сырьевой зоны. Примерно такая же нагрузка и на другие мехотряды республики. Некоторые полагают, что многовато, и предлагают часть закрепленных за ними площадей передать сельхозпредприятиям. Главными аргументами такого перераспределения служат большая разбросанность участков, лучшая обеспеченность хозяйств механизаторами, которые могут быстрее провести уборку. Но в данном случае каждый в первую очередь исходит из своих узковедомственных интересов. У многих мехотрядов уже отработана технология производства, поэтому результаты работы и качество сырья у них лучше, чем у сельхозпредприятий. Подтверждением тому — результаты работы механизаторов ОАО «Кореличи-Лен» за этот год.

МОДЕРНИЗАЦИЯ льнозаводов — это лишь одна из мер по улучшению ситуации в отрасли. Насколько переработчики льнотресты смогут решить свои задачи за счет переоснащения — покажет время. Ведь их успех во многом будет зависеть от качества сырья. В прошлом году на Оршанский льнокомбинат и ОАО «Гронитекс» они поставили более 16 тысяч тонн льноволокна — 74 процента годового задания. В том числе 82 процента длинного и 70 — короткого.

От «СГ». Это лишь маленькая часть проблем, которые приходится решать льноводам республики. В одном из ближайших номеров «Сельской газеты» эту актуальнейшую тему продолжат академик Леонид Кукреш и член-корреспондент НАН Беларуси Петр Казакевич.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter