Самые красивые деревни

Письмо из Цзянси
Я — закоренелая городская жительница, жить не могу без безумия мегаполиса. Но иногда (последнее время все чаще) хочется остановиться, задуматься и — изменить. И ритм жизни, и мегаполисное безумие. Оказаться в тишине и покое, чтобы уклад жизни простой и извечный, чтобы все было, как сотню, а то и две–три лет назад. В общем, в глушь, в деревню. Уже давно прошу знакомых: отвезите. Ну чтобы сеновал, банька там, берег речки... Но все как–то не складывается. То есть по отдельности все это получаю (и в баню с девчонками ходим, и на берег водоемов, случается, ездим, сеновала, правда, ни разу не было), но вот чтобы выйти так бодреньким утречком на крыльцо, вдохнуть полной грудью и сказать себе мечтательно: «Вот я и в деревне» — ну никак.

Впрочем, всегда есть альтернатива — деревня китайская. Ею я и воспользовалась. В прошлом году по просьбе одного китайского издательства я переводила на русский язык книгу «Самые красивые места в Китае». В рубрике «Самые красивые деревни» уезд Уюань в провинции Цзянси, куда я отправилась, значится под номером пятым.

И правда, очень красиво: между горами среди рапсовых полей (сюда, конечно, лучше приезжать по весне, когда цветет рапс и все вокруг становится цыплячье–невинно–желтым) затерялись белые деревушки. Одна основана в XII веке, другая — в XIII.

Многие деревни основаны бывшими важными чиновниками, которые, поработав при дворе, заработав немалые средства, разочаровавшись во власти и даже (страшно подумать и вслух сказать!) самом императоре, возвращались в родные места и строили поместье. Вокруг него вскоре образовывалась деревня, все те же отставные чиновники строили (на собственные деньги, разумеется) школу и сами учили сельских детей. Потому что в Китае испокон веков существовала традиция: на должность чиновников назначали только тех, кто успешно проходил через сито многоступенчатых императорских экзаменов. А вот социальное происхождение принципиального значения не имело.

Во многих таких старых деревнях есть свой «почетный» уголок: где–нибудь в саду установлены статуи знаменитых местных жителей (начиная с тех же XI — XIII вв. и до наших дней) с кратким описанием: кем был, чем знаменит, что для родной деревни значит. Гулять по таким «памятным садикам» — одно удовольствие. А для молодого поколения еще и воспитание: старайся, стремись — и твоей статуе в этом саду место найдется.

Одна такая деревня — Цзянван — встречает лозунгом: «Родная деревня Президента КНР Цзян Цзэминя». Бывшими руководители такого уровня не бывают. Шутки ради спрашиваю: а Цзян Цзэминь в курсе, что это его родная деревня? Зря, оказывается, шутила: сам президент здесь всего один раз был (уже в статусе «экс»), но именно отсюда пошел его род — недаром первый иероглиф в названии деревни и фамилии президента одинаков. Здесь жили его бабушки–дедушки и многочисленные дальние родственники. И сейчас, впрочем, живут — уж больно велик соблазн родственником известного человека назваться. Пусть он даже о твоем существовании и не догадывается.

Многие дома в деревнях уезда Уюань построены еще при династии Мин (1368 — 1644 гг.) и Цин (1644 — 1911 гг.). Но даже те, что возведены 20 лет назад, отличить от более древних собратьев трудно: тот же стиль внутри и снаружи. Деревни — туристические достопримечательности, платишь за вход (деньги, в принципе, небольшие — 2 — 3 доллара) и гуляешь сколько хочешь и где хочешь. Можно зайти в любой дом. В свои спальни хозяева, правда, не пустят, но в общие комнаты и кухню — пожалуйста. Дома украшает прекрасная резьба по дереву — провинции Аньхой (раньше уезд входил в ее состав) и Цзянси славятся своими мастерами. Правда, у многих деревянных скульптур вырезаны лица — ноги–руки–одежда сохранились прекрасно, а вот лица спилены начисто. Оказалось — работа хунвейбинов во время культурной революции. «Так стыдно», — произносит рядом один молодой китаец. Не нужно стыдиться, это ведь тоже ваша история. Просто нужно помнить это чувство стыда сегодня — чтобы не повторилось завтра.

...Женщины стирают белье прямо в реке, уютно расположившись под деревянным мостом, впервые возведенным на этом месте в VII в. Потом его, конечно, много раз перестраивали, но и сегодня во всех путеводителях пишут: «Радужный мост, построен в VII в.». Потому что для китайца важнее духовная составляющая, чем материальное обличье. Этот мост строили снова и снова, столько поколений людей силы вложили — этим принято гордиться. А вода под ним такая же чистая, как и 800 лет назад (большущая, кстати, редкость в Поднебесной).

Уюань — Пекин.

Фото Михаила ПЕНЬЕВСКОГО.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter