Не все химчистки выдерживают новый государственный стандарт

Самые чистые намерения

Даже в непростые времена нельзя экономить на качестве. Эту истину придется усвоить и предприятиям химчистки. Их, а также прачечных в стране на 1 января было 320 плюс более 1.600 объектов вели прием заказов. Эксперты предрекают: не у дел в ближайший год останется тот, кто проявляет «жадность», экономя в ущерб клиенту. Подобный прогноз имеет под собой основания: количество компаний, оказывающих населению такого рода услуги, в стране увеличивается, в то время как тарифы практически застыли на месте. При возросшей конкуренции потребитель рано или поздно выберет того, кто предложит лучший результат. Ситуацию усугубляет еще один момент: с прошлой осени предприятия химчистки должны выстраивать свою работу в соответствии с обновленным государственным стандартом «Химическая чистка. Общие технические требования», который касается огромного спектра изделий — от текстильных и кожгалантерейных до детских колясок и туристических палаток. Увы, соответствовать требованиям времени пока удается не всем. А это чревато большими проблемами. И не только для потребителей.


Причем перестройка системы происходит в тот момент, когда отсутствует обязательная сертификация услуг химчистки. Она была отменена еще с 1 января 2016 года. И теперь тот, кто только появился на рынке, получает своеобразное преимущество, озабочен директор сети химчисток и прачечных «Амика–Сервис» Вячеслав Райхель:

— Я сторонник того, чтобы вновь создаваемые предприятия все–таки проходили сертификацию. А то как–то нечестно получается: мы на протяжении 15 — 20 лет ее проходили, а тут появляется кто–то, кто мало что понимает в этом бизнесе, но спокойно начинает работать.

А уровень качества? Возьмем, к примеру, аквачистку. Для уважающего себя предприятия это целый комплекс мероприятий с разными моющими средствами — для шелка, шерсти, для стандартных работ, различными усилителями, ополаскивателями и другими препаратами, чтобы распушился пух, у шерсти появился объем и так далее. Плюс, конечно же, нужна машина с соответствующими программами. Но у дилетантов дело, говорит Вячеслав Райхель, доходит до смешного: «Стоят бытовые стиральные машины, в них и делается «аквачистка». А сушатся изделия, не поверите, в машине химчистки!»

Вячеслав Райхель.

Деятельность химчисток курирует МАРТ. И, по мнению одного из руководителей отрасли Валентины Левковской, сегодня требования к этому сегменту службы быта выше, чем еще вчера. Ведь специалисты химчисток порой сталкиваются с изделиями, в которых сложно разобраться даже экспертам. Требовательный же потребитель, которому неведомы метания исполнителя услуги, готов отстаивать свои права всеми возможными способами. И часто в этом преуспевает. Хотя жалобы в собственно МАРТ крайне редки — за год их набралось всего три, судебные споры — дело другое. Тут своей озабоченности не скрывают в ООО «Судебно–экспертная коллегия» — организации, специализирующейся на проведении независимой экспертизы товаров и услуг. И предупреждают: игнорирование требований нового стандарта грозит самим химчисткам большими проблемами, в том числе в ходе разрешения конфликтов с клиентами. А они неминуемо возникнут хотя бы по той причине, что приемщики часто не утруждают себя вдумчивым и подробным заполнением квитанции. Тогда как, по словам начальника отдела товароведческих экспертиз «Судебно–экспертной коллегии» Ирины Хацкевич, юристы обществ по защите прав потребителей внимательно отслеживают изменения в технических нормативных правовых актах и умело пользуются нерасторопностью оппонентов.

Валентина Левковская.

Допустим, по новым правилам при отсутствии на сдаваемом в химчистку изделии маркировочной ленты с символами либо ее нечитаемости исполнитель вправе принять заказ без гарантий качества услуги. Но нужно же предупредить заказчика о степени риска и возможных последствиях, о чем должна быть сделана запись в квитанции! Порой забывают приемщики письменно уведомить, что вещи с износом 80% и более также принимаются без всяких гарантий, как и указать размеры поступающих напольных покрытий и ковров, пуховых платков, гардинно–тюлевых изделий и головных уборов. А если в вещи есть дефект, то требуется не только письменно указать на это, но и отметить место его расположения. И уж ни в коем случае не надо браться за его устранение: себе дороже. В общем, на приемщика ложится очень большая ответственность, чтобы возможные конфликты упредить и избежать неприятностей в будущем. Иначе, казалось бы, мелочи при приемке впоследствии выльются в большие денежные потери. Но пока, сетует Ирина Хацкевич, кто–то не утруждает себя даже упоминанием в квитанции точного названия изделия:


— Приносит, к примеру, клиент верхнюю одежду. Вариантов для записи в голове приемщика несколько: куртка, пальто, полупальто, плащ. Между тем в стандарте СТБ 947 «Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения» вариантов несоизмеримо больше: тут и дубленка, и свингер, и тренчкотт, и шазюбль, и накидка, и анорак... Головных уборов — аж 15 наименований, но все их нужно знать, чтобы правильно оформить документы.

Так что эксперты уже предлагают разработать макет квитанции, где будут перечислены наиболее часто встречающиеся дефекты, против которых следует проставить галочки, а остальное дописывать от руки. Плюс приобретать каталоги цветов: оттенков одежды и обуви настолько много, что на глазок порой и не определишь. А если при конфликте с потребителем возникнет спор по поводу цвета обработанной вещи — к примеру, светло–бежевый или молочный? — то в выигрыше химчистка окажется только в том случае, если в квитанции указан правильный оттенок.


На учете таких вот нюансов, а не только на сдерживании цен, оптимизации расходов и открытии приемных пунктов поближе к жилым кварталам и должна строиться сегодня работа, если предприятие хочет оставаться на плаву. В МАРТ говорят, что готовы выслушать предложения по принятию дополнительных нормативных актов, чтобы облегчить общую ситуацию.

Вопрос ребром

Надо ли нести в химчистку обувь?


Чем новее обувь, тем больше шансов, что после химической чистки она восстановит свой внешний вид. Если же степень ее износа 80% и более, вам не дадут гарантию высокого качества работы. Как же определяется этот процент?

50% износа — повреждение ниточных швов, разрушение настрочных швов, первичное повреждение застежки–молнии, незначительный износ подошв, требующий постановки профилактических подметок.

60% — наличие на верхе обуви трещин, царапин, осыпания красителя и нарушения целостности покрытия, повреждение обтяжки каблуков, перелом супинаторов, износ носочно–пучковой части, износ подошв, подкладки в пяточной части, раздублирование деталей верха на отдельных участках.

80% — обувь сильно изношенная, но еще «живая», с износом деталей верха и низа, сильно загрязненная с застарелыми трудноудалимыми пятнами; износ подкладки в пяточной части с образованием дыры, раздублирование деталей верха по всей поверхности.

Кстати

Отношения между исполнителями и клиентами химчисток регулируются Правилами бытового обслуживания потребителей. Действуют также технические требования к оказанию бытовых услуг, требования безопасности, охраны окружающей среды и санитарные нормы и правила, утвержденные Минздравом.

nesterov@sb.by

Советская Белоруссия № 23 (25158). Пятница, 3 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter