Чем живет Романовичская школа Могилевского района

«Самуму мудруму человеку на земле»

В его кабинете целая коллекция механических часов: на рабочем столе, на стене, в шкафах. Все тикают наперебой, а те, что с боем, вступают по очереди: «Они как люди: кто-то точен, кто-то запаздывает, а кто-то вечно спешит, — рассказывает о своей коллекции Олег Владимирович. — Одни с чьего-то чердака, другие друзья подарили — вот так и собралось больше трех десятков раритетов. Все механические, со своей историей, душой. Как отношусь ко времени? В этой школе я работаю директором 23 года, до этого 10 лет преподавал историю в соседней Кадинской школе. Больше забочусь о дне сегодняшнем: что я могу успеть сделать, чтобы день был прожит не зря, с радостью».


А ЕЩЕ на директорском столе лежат две гильзы. Во время поисковых операций одну из них Олег Владимирович нашел рядом с останками неизвестного солдата, а имя второго бойца удалось установить благодаря медальону. У него есть ритуал: каждое утро берет в руки гильзы и говорит: «Вечная вам память». Поисковой деятельностью Олег Пусков занимается более 35 лет, в школе руководит поисковым отрядом «Память»:

— У нас каждый учитель, каждый класс увлечен поисковой деятельностью. Но особая страница нашего школьного отряда связана с 20-м механизированным корпусом. Много лет считалось, что Могилев обороняли 172-я и 110-я стрелковые дивизии, батальон милиции, народное ополчение. Но был еще и этот механизированный корпус. Отступая, солдаты спрятали штабные документы в сейфе в лесу. А в 2004-м их нашли местные жители, затем они попали к нам. А там — представления к наградам, списки безвозвратных потерь рядового и командного состава. Представляете, в каком состоянии были документы, пролежавшие в земле больше 60 лет: промокшие, в грязи. Мы склеивали их по кусочкам, разбирали текст. Все прочитанные фамилии погибших были распределены по классам, и началась переписка с военкоматами, родственниками, администрациями городов по всему бывшему Союзу. Было написано 164 письма, 100 из них нашли адресатов — тех, кто благодарил за то, что теперь знает о судьбе своего прадеда. Они приезжали к нам в школу, общались с учениками.

Директор продолжает тему памяти в школьном музее:

— У нас есть традиция: 1 сентября каждый класс приходит на экскурсию в музей, где собрано все, что мы нашли в местных лесах во время поисковых операций. Информация о наших ветеранах, фотографии сельчан из семейных альбомов, даже дореволюционные. Вот, к примеру, интересная вещица — приходно-кассовая книга местного колхоза за 1944 год. Здесь и про трудодни, и про то, как две доярки гнали стадо коров аж из Кенигсберга. А фамилии у этих колхозников такие, как у наших учеников, — это их прадеды. И вот для этого мы и создали наш музей — будить память. Чтобы дети знали историю земли, откуда они родом, помнили свои корни.


Отдельный стенд о выпускниках, закончивших школу с золотой медалью. Среди них Алексей Башаримов. Получил юридическое образование, но вернулся на свою землю в Романовичи и стал фермером:

— Мои родители работали учителями в этой школе: мама преподавала физику, папа обучал тракторному делу. В нашей школе с 10-го класса и мальчишки, и девчонки могут получить специальность «тракторист-машинист». Видите, мне пригодилось. У меня 200 гектаров земли. А теперь и отец вышел на пенсию и тоже открыл фермерское хозяйство. К 1 сентября в школьную столовую завезли полтонны картошки, если субботник — помогаем техникой. Сельская школа — это не то что в городе: мы тут все свои.

Треть педколлектива Романовичской школы — ученики Олега Пускова. У завуча Татьяны Головкиной он был классным руководителем. Вот что она рассказывает:

— Когда Олег Владимирович приходил в семьи, у нас, детей, замирало дыхание, потому что авторитет учителя был абсолютным. Сегодня в обществе что-то сместилось: если в интернете один родитель ругает учителя, остальные ставят лайки. Но все же в сельской школе дети другие: незаносчивые, доверчивые. А еще они у нас талантливые. В этом году завоевали на районных и областных олимпиадах 12 дипломов. Из года в год 80 процентов наших выпускников успешно сдают ЦТ и поступают в вузы и ссузы. Они учатся и в Академии управления при Президенте, и в Военной академии, медуниверситетах, БГУ и не только. И конечно, все дело в творческой атмосфере педколлектива, а тон задает директор. У него и не авторитарный стиль руководства, и не демократический — он просто умеет сплотить и зажечь. За спорт отвечает Елена Шайтурова: у нас единственный в районе спортивный класс по лыжным гонкам, дети занимаются биатлоном, побеждают на соревнованиях. На уроках труда у Елены Микулич ученицы своими руками делают настоящие шедевры: там и бисероплетение, и куклы, и вытинанки. У 8 педагогов высшая категория, а у нашего учителя русского языка Светланы Германович педагогический «Оскар» — она учитель-методист. 

Олег Пусков признается, что пока в отпуск идти ему некогда: недавно закончились экзамены, сейчас летний лагерь, в середине следующего месяца — приемка школы:

— А хотите я вам покажу самую главную оценку своей работы? — Олег Владимирович достает бумажное сердечко из шкатулки на директорском столе. — У нас принято в День святого Валентина в общий почтовый ящик бросать такие вот безымянные признания. Это адресовано мне, и, судя по орфографии, автор учится в начальной школе: «Самому мудруму человеку на земле». 

e.kukshynskaya@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: САЗОНОВ Андрей