Самовар - символ семейного счастья

Крупнейший в Европе музей старинных самоваров открылся недавно в Минске.
Крупнейший в Европе музей старинных самоваров открылся недавно в Минске. Он находится на первом этаже строительной выставки универсального рынка "Ждановичи". В небольшой комнате размером чуть больше 100 квадратных метров разместилось более 200 приборов для нагревания воды и 500 различных предметов домашней утвари наших предков.

Около 30 лет понадобилось коллекционеру Николаю Шевцову, чтобы собрать вместе всю эту живую историю славянского быта. Красномедные чайники, сбитенники и гляки, бронзовые ступки, чашки, лампы, граммофоны, старинные меры длины, объема и веса. И, конечно же, знаменитые толстопузые самовары, в которых сегодня, как и много лет назад, отражаются счастливые улыбки гостей, будто бы пришедших на чай к радушным хозяевам...

Первый самовар Николаю Степановичу подарила невестка. К тому моменту он уже имел небольшую коллекцию старинной утвари, но этот подарок произвел на него огромное впечатление. Еще бы - тульский красавец второй половины XIX века! Строгие формы и в то же время изысканная красота для молодого офицера, которым тогда был Николай Шевцов, были сравнимы разве что с фигурой караульного на параде (шутка, конечно же!). И когда в доме один за одним начали появляться другие самовары, жена Николая Степановича Тамара Ивановна уже не удивлялась... А спустя некоторое время, когда ее супруг, поддержанный дочерью Милитой, загорелся идеей сделать свою чайную или фито-бар, и вовсе смирилась. Она знала - мужа не переубедить. Тем более что всем домочадцам наравне с коллекционированием старинной утвари было хорошо известно еще одно пристрастие Николая Степановича - сбор различных рецептов народной медицины и напитков из трав.

Увы, но то, что так легко рисует воображение, в жизни осуществить порой бывает непросто. А посему мечте о создании фито-бара сбыться не было суждено, а уникальной старинной утвари Николая Шевцова долго пришлось прозябать в сырых сараях.

По правде говоря, история коллекции потрясла меня. Оказывается, семья Шевцовых уже не первый год пытается выставлять собранные ею старинные предметы быта славян. В конце 90-х в ответ на многочисленные запросы Шевцовых был даже принят закон о частных музеях. Однако до сих пор все попытки семьи подарить людям радость от созерцания "самоварного золота" были тщетными.

Как рассказал Николай Степанович, за это время он успел побывать на аудиенции у четырех министров культуры, и каждый раз получал один и тот же ответ: "Самовары делали в России, и нам они не нужны". А на вопрос, можно ли, в таком случае, согласиться на многочисленные предложения и открыть свой музей в Таллине или Киеве, тоже отвечали категоричным отказом. Мол, это же антиквариат, и за пределы страны вывозить его нельзя. А ведь вместе с русскими самоварами в коллекции Николая Шевцова находится немало старинной утвари и белорусского производства, изготовленной характерным только для наших кузниц способом. Есть здесь и уникальная графонола Барановичской патефонной фабрики. А сколько рушников, реставрированных заботливыми руками профессиональной вышивальщицы Тамары Ивановны!.. Не могли растопить лед чиновничьих сердец ни снятая на "Беларусьфильме" 15-минутная картина "Монолог старого чайника", ни многочисленные обращения к этой проблеме журналистской братии. И вот наконец нашлись люди, которые откликнулись на просьбу семьи Шевцовых о предоставлении им выставочной площади. Совсем недавно помещение под музей старинных самоваров безвозмездно выделила администрация торгового комплекса "Ждановичи". Более того, на открытие экспозиции заместитель председателя правления этого рынка Олег Хартанович даже подарил Николаю Степановичу специально купленный по такому случаю самовар.

Вы бы видели, каким энтузиазмом горят сегодня глаза коллекционера! И с каким воодушевлением он рассказывает посетителям о своих "старинных друзьях"! За 15 - 20 минут, проведенных в этих стенах, можно не только зарядиться положительной энергией, которую всем гостям дарят начищенные до блеска самовары, но и узнать очень много интересных фактов из истории наших предков.

Оказывается, прадедушкой современного самовара был сбитенник. Особо ценные сбитенники делались из красной меди, которая в XVIII веке приравнивалась к золоту. Так вот в этих самых сбитенниках в старину, когда на нашей земле еще не было чая (широкое распространение он получил лишь в начале ХIХ века), наши предки готовили напиток, в который добавляли мед, лекарственные травы и специи. Кстати говоря, этот хмельной напиток сбитенщики продавали чуть ли не на всех тогдашних ярмарках, выкрикивая: "Не пей пива кружку, выпей сбитня на полушку". А когда появились настоящие самовары, то поначалу они были очень дорогими. Примерно по 3 - 4 золотых рубля за штуку, тогда как за 1 рубль можно было купить корову. И позволить себе такое удовольствие могли лишь очень богатые люди. Так, например, в коллекции Николая Степановича есть самовар ярославского губернатора. В него вмещается аж 30 литров воды.

"Раз в год губернатор устраивал бал, на который собиралась знать со всей России, - пояснил коллекционер. - И когда они вставали из-за столов и выходили в сад, где играл духовой оркестр, хозяин потчевал всех чаем из этого самовара. А потом, рассказывала бывшая экономка этого губернатора, произошла революция, и она положила самовар на чердак, где он и хранился, пока не попал в мою коллекцию. А вообще у меня собраны самовары из красной меди, латуни, бронзы и других сплавов, которые выпускались с 1750 по 1924 годы. В то время была жесткая конкуренция, и поэтому каждый мастер, чтобы продать изделие, вкладывал в него все свое умение. Наверное, благодаря этому и появилось столько всевозможных разновидностей самоваров. Их делали в виде шара, рюмки, банки, вазы, полувазы (цыганский самовар), тюльпана, груши. Определенный вид самоваров для офицерского состава закупала царская армия. Были даже кубические самовары. Когда же период нэпа закончился, ручная работа прекратилась. А фабричные штамповки - это уже не то".

Говорят, что в традиции самоварного чаепития кроется секрет семейного счастья. Интересно, не поэтому ли в день посещения музея корреспонденты "СБ" застали в нем чуть ли не всю семью владельца экспозиции: жену Тамару Ивановну, у которой здесь же организована выставка художественно вышитых икон, дочь Милиту - художницу и внука Максима, который мечтает стать музыкантом. Как рассказали домочадцы коллекционера за чашкой чая, поначалу не совсем понятное увлечение Николая Степановича в конечном итоге заразило их всех. Так, наверное, и должно быть. Ведь самовар - это поэзия. Это - традиционное гостеприимство. Это - круг друзей и родных, теплый и сердечный покой. Эту атмосферу нельзя передать словами. Ее надо почувствовать...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter