Самородок из Сибири

"Как зайдешь в зал, ищи глазами самого здорового парня.
"Как зайдешь в зал, ищи глазами самого здорового парня. Это и будет Александр Устинов". Ничего себе словесный портрет, как будто мало там, в клубе "Кик Файтер", здоровых парней. Там у них, куда взгляд ни кинь, наткнешься на чемпиона по таиландскому боксу или кикбоксингу. Но, как ни странно, наводка сработала моментально. Не успел я переступить порог, как безошибочно определил - вот он, УСТИНОВ, чемпион мира, чемпион К-1 Испании и России, чемпион Европы среди профессионалов. Ух и гонял его на тренировке великолепный в недавнем прошлом белорусский боец, а ныне персональный наставник Устинова Владимир Задиран, ни на секунду не давал расслабиться. "Будет после тренировки злой и неразговорчивый", - решил я про себя. Надо бы поаккуратнее с ним, что ли...

- Саш, а ты вообще в кого такой здоровый вымахал?

- В деда по маминой линии, наверное. Высокий он был мужик, с медвежьей статью. А батя мой вот твоей приблизительно комплекции, под метр восемьдесят всего. Матушка и того меньше. Поэтому, когда в детском саду я стал смотреть на сверстников свысока и не умещался на детсадовских миниатюрных табуретиках, родители были крайне удивлены. В 1-м классе специально для меня притащили "взрослую" парту, а к 17 годам я уже имел нынешние габариты.

- Что ж ты сразу в спорт какой-нибудь не подался? Ну там в баскетбол, например?

- Не знаю, не сложилось как-то. В армию очень хотел, даже никуда учиться после школы не пошел. Мечтал стать моряком, но служил на границе с Китаем, в инженерно-саперных войсках. Не самое плохое время, должен заметить: природа там просто изумительная.

- Ты вроде сибиряк сам?

- Да, в Алтайском крае родился, недалеко от Бийска, если ехать в сторону Белокурихи. В этой курортной зоне, в деревеньке тамошней вся юность и прошла. Охота, рыбалка... Края чудные, что и говорить.

- Вот гляжу на тебя, и все больше во мне уверенность растет, что, когда Саша Устинов шел на охоту, медведи от него бросались врассыпную: забивались под коряги, карабкались на кедры или что там у вас растет... А ты с хитрым прищуром в глазах, игриво перекидывая рогатину из руки в руку, извиняясь, произносил: "Кто не спрятался, я не виноват..."

- Нет, ну как так можно с мишками? Я одну историю лучше расскажу. В школе мы немножко браконьерничали. Так, на любительском уровне. Помню, купили как-то у деда в деревне ружье простенькое одноствольное, патронов к нему взяли - троечку, на уток, и пошли в лес. Май, все цветет, красота. Я даже собаку с собой взял, дворняжку, чтобы бабочек хотя бы погоняла, развеялась. И вот буквально в нескольких метрах от нас из кустов выходит здоровенный лось. Такой красавец: холка, шерсть, рога - блеск! Собачка, от неожиданности надо полагать, даже не тявкнула ни разу: за спину мою широкую спряталась и выглянуть боится, повизгивает только жалобно. Товарищ, тоже не дурак, мне ружье испуганно так протягивает: "На, Сашок, пальни пару раз". Куда пальни? А если он на нас попрет, тогда чего? Короче, минут с десять друг друга взглядами гипнотизировали, пока лосю весь этот цирк не надоел. Развернулся он и не спеша, вразвалочку, ушел в другие кусты, выказав тем самым к нам свое полнейшее презрение. Вот так, а ты говоришь - медведи...

- Знаешь, ты совсем не похож на человека, которого может напугать лось сохатый...

- Сейчас, пожалуй, да. Побросала жизнь малость, побила. Я когда из армии домой вернулся, долго без работы мыкался. Пока дядя в новосибирский ОМОН не устроил. Вот там закалка. Прошел специальную подготовку и в 1999-м, в самом начале второй чеченской кампании, отправился на войну.

- От этого этапа в твоей биографии нам никак не уйти. Страшно было?

- Не без этого. Но только в первое время. Настоящая война, она ведь выглядит совершенно по-другому, чем в кино. И когда возле тебя ежеминутно пронзительно свистят пули, становится немного неуютно. А потом привыкаешь. Все делаешь на автомате, не успевая задуматься о последствиях. Наш взвод, в котором я был заместителем командира, с зачистками дошел аж до Грозного. За мной было закреплено оружие новой разработки, антиснайперское ружье: большого калибра, с сумасшедшей дальностью прицельной стрельбы. Весу, правда, в нем было килограммов 11. Плюс снаряжение, бронежилет... Два парня из нашего отряда навсегда в Чечне остались... В 2000 году, когда отряд Гилаева вторгся в Комсомольское, наш взвод как раз прибыл туда ситуацию разруливать. Пацан там у нас хороший погиб - Славка. Прозвище у него было "Тайсон", чемпион мира по боксу среди полицейских. Классный парняга. Ему вызов из Америки на престижный турнир за несколько дней до этого пришел, такой шанс сделать приличную карьеру в боксе... Да видно - не судьба. Я тоже не хотел больше ее испытывать. Поговорил со своим тренером Владимиром Павловичем Задираном, и он совершенно категорично сказал: "Хватит!"

- Погоди, а где ты с ним познакомился?

- На восстановительном сборе после очередной командировки в Чечню. Там бойцы в обязательном порядке проходят реабилитацию, физическую и психологическую. А Владимир Павлович тренировки проводил. Меня к нему командир взвода привел. Пришел я, по груше полупил, на "лапах" поработал - и все. На следующий день в зал идти даже не собирался. Сами за мной приехали. Палычу, видимо, спарринг-партнера нормального не нашли - в ринге он спуску никому не дает, вот меня ему "на съедение" и привезли. Так все и закрутилось.

- Получал, небось, на первых порах...

- Первые шаги в ринге действительно очень тяжело давались. Как сейчас помню, первый профессиональный бой проводил в Чехии. Я же, кроме Новосибирска и Чечни, и не был-то нигде, можешь представить мое состояние от созерцания всех прелестей капиталистического мира. Шок, короче. На ринг еще не вышел, а давление уже стремительно приближалось к нулю. Плюс волнение, травма ноги... Проиграл я в общем свой первый бой.

- А что за травма?

- Перед поездкой в Стайках тренировались. Там тогда все наши сильнейшие тяжеловесы готовились. Сплошь матерые ребята с мировым именем: Лешка Игнашов, Виталька Ахраменко... С десяток таких мастодонтов. А я что? Техники никакой, сила только дурная. Вот и били они меня. По ногам так надавали, что шишка вскочила величиной со среднего размера дыню. Тренер, когда такие дела в Чехии увидел, хотел отказаться от боя. Но посидели, прикинули: а зачем тогда, собственно, ехали? Вышел я против этого голландца. Одноногим весь бой и провел: он меня бьет, а я даже заблокировать не могу - боль адская. По очкам уступил.

- Не слишком лихое начало...

- Нормально, сильного разочарования не было. Тренер у меня очень хороший. Настраивать на бой умеет как никто другой. Помню, в Москву поехали: "Ты, - говорит, - не бойся. Кто там у тебя сегодня соперник? Кирсанов? Что это за Кирсанов такой? Впервые слышу, неизвестный боец - отлупишь". Ага, а он кумир местной публики, за него весь зал болеет. Читаю программку перед боем и обалдеваю: чемпион мира, чемпион Европы, неоднократный победитель чего-то там еще... В общем, прав тренер: плевое дело, а не бой - сколько там того Кирсанова! Вышел, значит, и давай его по рингу гонять. Он полегче меня, порхает, как бабочка, не достать никак. Пижонистый еще такой: руки опускает, рисуется, на публику играет, а та аж заходится от восторга. Заканчивается второй раунд, сажусь в угол. Тренер: "Так твою разэтак, ты драться будешь или нет? Ты зачем сюда приехал вообще, по рингу дефилировать?" Ну, думаю, все: порву. Вышел злющий, как черт. Показал удар рукой, а сам в прыжке с колена по печени ему... Аут! Лежит и не двигается. Публика, которая до этого не умолкая скандировала: "Ан-дрей, Ан-дрей!" - тоже чего-то притихла совсем. Гробовая тишина. Только спустя полминуты последовала робкая реплика из зала: "Эй, может, доктора вызвать..." А судья осоловевший какой-то стоит и забыл совсем, что в таких случаях принято счет открывать. Владимир Палыч сам считать начал, напомнил. Он меня потом к себе подозвал в сторонку и ка-а-а-ак даст в пресс! "‚-мое, за что?" - спрашиваю. "А чтоб в следующий раз до третьего раунда не тянул..."

- Ты вообще в Минске нечасто дерешься, все больше по заграницам...

- Уже будет третий выход пред очи родной публики. Один из них был не очень удачным. В "Реакторе" дрался с литовцем одним. Наказал он меня тогда, конечно, классически. Два раунда я в ринге куражился, отбил ему все, что можно было отбить. В угол загнал и думаю сам себе: "Сейчас я его красиво сделаю. В прыжке, с колена..." Только изготовился, а он со страху руку вперед выкинул и аккуратно мне в подбородок. Настил ринга, туман и смутное понимание того, что я вроде как проиграл... Правда, я с литовцем этим уже посчитался. В Польше, на турнире К-1 посадил его на пятую точку...

- Можешь назвать самый запомнившийся тебе бой?

- Самый первый. Тот, когда впервые натянули на меня перчатки, выпустили в ринг и сказали: "Делай, что умеешь". А в соперники поставили боксера какого-то. Вышел я, короче, и отметелил этого парнягу в полные дровищи!

- Мечта у тебя, Саша, есть?

- А как же без мечты-то? Конечно, есть. Белорусское гражданство хочу получить. Это раз. Ну и в основную обойму бойцов К-1 попасть для начала, а потом и чемпионом стать. Я ведь всего три с половиной года таиландским боксом и кикбоксингом занимаюсь, так что у меня еще все впереди...

Устинов поднялся со стула, возвысившись надо мной всей своей громадой, утопил в своей могучей руке мою совсем уж показавшуюся хрупкой ладошку и, добродушно улыбнувшись, произнес: "А ты что, правда обо всем этом напишешь? Я же еще не стал чемпионом, рановато вроде как..." Самое время, Саша! Не один же только ты в ринге на опережение работаешь...

P.S. Кстати, у вас есть в некотором роде уникальная возможность своими глазами увидеть Александра Устинова в деле. Сегодня в Минском Дворце спорта в рамках матчевой встречи по таиландскому боксу Беларусь - США он сразится с чемпионом США по версии KBA Джефри Фордом. Начало поединков - в 19.00. Ей-богу, если пропустите такое зрелище, еще долго будете об этом жалеть...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter