Самому младшему из сожженных живьем Косте Кухаренко не было и двух лет...

ТРАГЕДИЯ, произошедшая ранним утром 19 июня 1944 года, стала частью карательной операции оккупантов под названием «Баклан». Шансов в тот день спастись не было ни у кого из 44 жителей белорусской деревушки. Фашисты окружили ее плотным кольцом, согнали только что мирно спавших и ни о чем не подозревавших дальвинцев в дом их односельчанина Василия Кухаренко. А затем забросали его окна гранатами, облили строение бензином и подожгли. Такая же участь постигла и все дома деревни.

69 лет назад, за 10 дней до заветного освобождения, фашистские каратели уничтожили деревню Дальва Логойского района со всеми ее жителями

ТРАГЕДИЯ, произошедшая ранним утром 19 июня 1944 года, стала частью карательной операции оккупантов под названием «Баклан». Шансов в тот день спастись не было ни у кого из 44 жителей белорусской деревушки. Фашисты окружили ее плотным кольцом, согнали только что мирно спавших и ни о чем не подозревавших дальвинцев в дом их односельчанина Василия Кухаренко. А затем забросали его окна гранатами, облили строение бензином и подожгли. Такая же участь постигла и все дома деревни.

В огне погибли, приняв мученическую смерть, 29 детей, 13 женщин и двое мужчин. Самому младшему ребенку, Косте Кухаренко, не исполнилось и двух лет. Самому старшему жителю деревни Дальва, деду Куприяну, было 80.

Вместе с дальвинцами мученическую смерть приняли и двое детей из соседних деревень. Юзик Гринь из Деделовичей приехал помочь по хозяйству родственнице Анне Акулич. А Оля Фалькович из Вязовщины решила погостить у Анастасии Кухаренок.

Избежать страшной смерти удалось только тринадцатилетнему Николаю Гириловичу, ранним утром сменившему отца на пастьбе лошадей вдали от деревни. Когда мальчик вернулся в родное село, оно встретило его 12-ю пепелищами на месте бывших хат...

Останки сгоревших дальвинцев жители окрестных деревень захоронили в братской могиле на месте трагедии только через 10 дней, после прихода регулярных частей Красной Армии. Тогда оставшийся в живых Николай Гирилович поклялся посвятить свою жизнь увековечиванию памяти односельчан, погибших в огне минувшей войны. И слово свое сдержал.

Поначалу на братской могиле он установил три креста разной высоты — старшему, среднему и младшему поколениям сожженных односельчан, обнес могилу деревянной оградой. В 1955 году на месте братской могилы появились памятник и металлическое ограждение, а в 1963-ем здесь установили обелиск с красной звездой.

В 1972 году в Белорусском государственном театрально-художественном институте объявили конкурс на проект памятника сожженной деревне Дальва. Лучшей признали работу студента третьего курса отделения скульптуры художественного факультета Владимира Теребуна, воспитанника народного художника Беларуси, скульптора Андрея Бембеля. Она и легла в основу создания мемориального комплекса, который был возведен по инициативе Николая Гириловича на собранные общественностью деньги и торжественно открыт 15 июля 1973 года.

Композиция мемориала состоит из нескольких элементов. Около дороги, на месте начала сожженной деревни, установлен камень-валун с высеченной надписью: «До 19 июня 1944 года здесь была деревня Дальва. За 10 дней до освобождения гитлеровцы живыми сожгли ее жителей». Чуть дальше возвышается скульптура застывшей в скорби женщины. К ее ногам припал ребенок, будто моля о помощи и спасении. За скульптурой женщины — обгоревшие балки как символ сожженного дома. Справа — 16-метровая Стена Памяти с именами погибших и надмогильная плита. В память о жертвах трагедии посажены 44 березки.

На месте бывших пяти из двенадцати сожженных домов установлены символические венцы срубов из серого бетона. Перед ними символические знаки-рельефы: детская кукла, серп, скрипка, моток ниток, напоминающие, что здесь когда-то жили люди.

Об истории деревни Дальва и ее жителях рассказывает музей, экспозиция которого оформлена в виде окошек деревенской хаты. Здесь можно ознакомиться и с фотографиями дальвинцев, участвовавших в коллективизации, в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в частях Красной Армии и в партизанских отрядах. Материалы экспозиции рассказывают об истории создания мемориала. Отдельный стенд посвящен Николаю Гириловичу, чьим именем названа одна из улиц в городе Логойске.

Особенно многолюдно у мемориального комплекса «Дальва» накануне дня произошедшей трагедии. Люди приезжают сюда, чтобы еще раз почтить память зверски уничтоженных жителей деревни. Стало традиционным и проведение в феврале агитпробега «Минск—Хатынь—Дальва», посвященного Дню защитника Отечества и проводимого под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто».

Вот и в минувшую субботу у мемориального комплекса прошел траурный митинг с участием представителей Белтелерадиокомпании и Логойского райисполкома, трудовых коллективов и учебных заведений Логойского района, представителей сожженных деревень из различных регионов Минской области. Выступившие заместитель председателя Логойского райисполкома Елена Диковицкая, председатель Минского областного отделения общественного объединения «Белорусский Фонд мира» Любовь Ермалович, председатель совета ветеранов Белтелерадиокомпании, ветеран Великой Отечественной войны Дмитрий Марченко, дочь ушедшего из жизни, несколько лет назад Николая Гириловича Ольга Гирилович говорили,   что память о жертвах трагедии, жителях деревни Дальва, как и тысяч других сожженных фашистами белорусских деревень, будет жить вечно в сердцах людей.

— Только в Логойском районе немецко-фашистские захватчики уничтожили более 80 деревень вместе с жителями, а в Беларуси — несколько тысяч, — напомнила Елена Диковицкая. — Память о них будет передаваться как эстафета от поколения к поколению. Чтобы подобное никогда не повторилось…

Николай ЧАЛЕЙ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter