Значение машин
Согласно данным участников логистического рынка союза, число перевозок между Россией и Беларусью выросло на 13 процентов по сравнению с показателями 2023 года. Отдельно отмечается рост спроса на поставки из Беларуси в Россию — сразу на 17 процентов. Основу перемещения грузов между субъектами Союзного государства составляют перевозки автомобильным транспортом. По оценке Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по транспорту, более 75 процентов грузов внутри объединения перемещаются посредством автомобилей. Этот же показатель занимает ведущее место в товарообороте услуг между двумя странами. В 2023-м Минск и Москва заключили в сфере транспорта, можно сказать, историческое соглашение. Формально оно касается международных автомобильных перевозок по территории союза, однако, по сути, меняет многие правила игры и на внутреннем рынке. Прежде всего вводит в обиход союзных транспортников и логистов каботажные перевозки. Применимо к белорусским перевозчикам это означает возможность получать право на транзит грузов и пассажиров по территории России. У перевозчика появляется возможность загрузиться и доставлять грузы внутри РФ, зарабатывая и на обратной дороге. Аналогичные правила начали действовать и на территории Беларуси. Это лишь один частный пример работы соглашения. В основе же документа лежит принцип постепенной отмены к 2030 году разрешительной системы на союзном рынке в отношении перевозок грузов в третьи страны и из них. По этой причине международные автоперевозки привлекают особое внимание законодателей.— Мы говорим о международном автомобильном транспорте в связи с тем, что именно наши перевозчики развивают международные транспортные коридоры. Именно они показывают нам, по каким коридорам идут грузы и какие есть проблемы в их деятельности, — сформулировал в ходе постоянно действующего семинара при Парламентском собрании Союза Беларуси и России председатель Комиссии ПС по транспорту, председатель Комитета Государственной думы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев.
Нетрудно понять, что союзная система работы в рамках международных транспортных коридоров базируется в том числе на гармонизации работы перевозчиков в рамках Союзного государства. Сегодня эксперты отмечают безусловную скоординированность действий участников отрасли на белорусско-российском треке.
— В 2021—2023 годах мы реализовали союзную программу в области автомобильного транспорта. Подготовили и согласовали перечень обязательных требований, предъявляемых к перевозчикам. Он показывает, что в целом законодательство в сфере автомобильных перевозок, автомобильного транспорта у нас гармонизировано. К участникам перевозочного процесса предъявляются идентичные требования. В 2022-м проводился сравнительный анализ по определенным маршрутам, который учитывал расходы по выполнению автомобильных перевозок грузов, выполняемых белорусскими и российскими перевозчиками. И анализ не подтвердил наличия более выгодных условий хозяйствования для белорусских или российских перевозчиков, — сообщил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Андрей Гладкий.
На сегодняшний момент драйвером точной настройки союзного законодательства в области автомобильных грузоперевозок является бизнес. Участники рынка получают возможность работать непосредственно с законодателем и регулятором с целью отработки узких мест нормативной базы.
— Мы отмечаем, что в Союзном государстве принимаются нормативные акты (о функционировании рынка грузоперевозок. — Прим. ред.), и они правильные. Однако есть отдельные трактовки (требующие корректировки. — Прим. ред.), есть правоприменительная практика в Беларуси и России. И мы говорим о том, что сегодня назревает необходимость принятия новых законодательных актов, которые позволят более свободно перемещаться грузам, — констатировал директор ООО «Белгруз Карго Мастер» Андрей Зырянов.
Одним из резервов развития автомобильного рынка в Союзном государстве эксперты называют пассажирские перевозки. Ощущается довольно серьезный запрос на транзит пассажиров между Беларусью и Россией, особенно в приграничных субъектах. С этой целью законодатели готовы работать над развитием нормативной базы в области межрегионального транзита, отметил Евгений Москвичев.
Состав отправляется
По аналогичному пути пошли и перевозчики пассажиров железнодорожным транспортом. С августа прошлого года заработал маршрут между Смоленском и белорусской станцией Осиновка. В ноябре на линию вышли дополнительные поезда «Ласточка», осуществляющие связность Москвы и Минска. Главным пассажирским проектом союза обещает стать высокоскоростная магистраль, которая свяжет две столицы. Сейчас этот проект находится в разработке. А пока основу железнодорожного сотрудничества двух стран составляет перевозка грузов.— В 2024 году в сообщении с Беларусью отмечался рост контейнерных и иных перевозок. Для наращивая объемов развиваем инфраструктуру, в том числе в рамках планов функционирования транспортной системы Союзного государства на 2024—2026 годы. Ключевым является развитие инфраструктуры в направлении северо-западных портов Российской Федерации, чтобы по итогам 2027 года обеспечить перевозку белорусских грузов в объеме до 20 млн тонн, — сообщил на международной грузовой конференции «2025. Железнодорожная логистика: актуальные задачи развития» начальник Департамента зарубежных проектов и международного сотрудничества ОАО «РЖД» Антон Козлов.
В свою очередь, БЖД заинтересована в сотрудничестве с Российскими железными дорогами не только в направлениях портов. Развитие транзита белорусских товаров в направлении Китая во многом зависит от сотрудничества с российским ведомством. Если в 2021 году в Китай из Беларуси был отправлен 151 контейнерный поезд, то в 2024-м их проследовало уже более 1,5 тысячи. И в 2025 году перевозчики рассчитывают на рост объема поставок.
Воздух — море
Последние два-три года ознаменовались ростом взаимодействия транспортников двух стран в авиационных перевозках. В 2023—2024 годах Беларусь и Россия открыли авиасообщение по десяти новым направлениям. За это время налажены маршруты Минска с Ульяновском, Архангельском, Минеральными Водами, Самарой, Челябинском, Махачкалой. При этом у российских регионов заметен большой интерес к белорусскому направлению. О желании открыть прямое сообщение с белорусской столицей говорят в Новосибирске, Тюмени, Владивостоке. Сейчас трендом пассажирского авиасообщения с Россией становятся и региональные линии: рейсы в Москву открыты из Гомеля, Могилева и Бреста. Появляются маршруты из белорусских областных центров в Санкт-Петербург. Растет авиационный трафик в треугольнике «Минск — Москва — Санкт-Петербург». Относительно новым веянием союза становится доставка грузов самолетами как в рамках Беларуси и России, так и за рубеж, в частности в Китай.
И еще одним перспективным видом транспорта, взаимодействие в котором сулит большие возможности грузоотправителям и логистам, представляется морской и речной. Уже сегодня Беларусь и Россия обсуждают совместное участие в развитии и использовании портовой инфраструктуры на российской территории. Активное формирование транснациональных коридоров «Север — Юг» и «Запад — Восток» говорит о необходимости дальнейшей гармонизации союзного законодательства в сфере транспорта. В условиях глобализирующегося мира именно транспортная отрасль и логистика могут стать «новой кровью» мировой экономики. Организация «бесшовного» прохождения грузов по территории Союзного государства и Евразийского экономического союза даст Беларуси и России серьезное конкурентное преимущество.
korotkin@sb.by