Самолет в Неглюбку

33 года назад в Минске можно было увидеть фотовыставку в стиле «ню»
33 года назад в Минске можно было увидеть фотовыставку в стиле «ню»

Смотрю на снимок – и не верится! В холле Дворца искусств настоящее столпотворение. Открытие «Фотографики–73». В 1970 — 80–е годы таких выставок было 6, и каждый раз Минск становился «фотографической Меккой» СССР. Даже строгие члены комиссии ВЦСПС (Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов) восклицали: «Это здорово!» Снимки с экспозиции мгновенно разлетались по газетам и журналам, а имена авторов становились знаменитыми. По всей стране открывались фотоклубы, и каждый уважающий себя фотограф мечтал стать признанным членом такого общества. Только в Белоруссии их было 27, сейчас осталось три.

— Представьте себе, мы могли организовать выставку «10 фотографов мира», в которой принимали участие мастера из Финляндии, Польши, Германии, Аргентины, Америки, Испании, — вспоминает председатель правления народного фотоклуба «Мiнск» Евгений Козюля о былой популярности.

Совладать с силой фотоискусства не мог даже прославленный Главлит.

— В композиции донецкого автора с изображением человеческого глаза цензоры усмотрели... символ масонства. Работу сняли прямо с выставки. А эта коллекция в стиле «ню» из Испании в 1973 году не только прошла через границу, но и была представлена зрителям, — демонстрирует довольно откровенные, но очень красивые снимки. — Честно говоря, мы не надеялись на благосклонность комиссии и услышали ожидаемое: «Да как можно такие гадости людям показывать?!» И вдруг одна дама (среди чиновников, оказывается, тоже были люди со вкусом) говорит: «Красота женского тела — что может быть прекраснее!» А была это секретарь республиканского совета профсоюзов. Спорить с ней никто не осмелился.

В 1975 году в центральных газетах напечатали снимок «Массовое жилищное строительство в микрорайоне Восток». Освещенные солнцем новостройки тянутся ввысь. Однако на последних этажах перспектива обрывается. Строгие цензоры все–таки обрезали линию горизонта.

— На полоцком заводе «Стекловолокно» для журнала «Голас Радзiмы» я хотел снять готовую продукцию, а именно: товары ширпотреба, светильники, удочки и прочее. Согласовал все с местным райкомом, — рассказывает Козюля. — Но на входе дорогу преградил бдительный начальник: «Не пущу! Зачем мы будем помогать нашим врагам».

Те, кто начинал с фиксажей и проявителей, утверждают, что ни одно цифровое фото не передаст той гаммы оттенков, как обычное черно–белое. На компьютере можно нарисовать и солнце, и облака, но почувствует ли зритель то тепло и ту прохладу?

«Вдохновение дантиста» члена клуба «Мiнск» Виктора Бутры давно стало классикой. Вы когда–нибудь видели глаза доктора в момент, когда он вырывает зуб? Бутра, кстати, по профессии тоже врач, сумел запечатлеть не усердие стоматолога, а именно вдохновение, которое стало настоящим откровением для нас, пациентов.

Когда–то все издания обошла удивительно проникновенная серия фотографий Анатолия Дудкина «Нарочанские вдовы», посвященная женщинам, которые остались верны погибшим на фронте мужьям. Так и хочется обнять этих сгорбленных старушек с печальными глазами...

В нашей газете печаталась серия Владимира Нехайчика «Людзi беларускiх вёсак». Простые сельчане, с огрубевшими руками, в мятых кепках и стоптанных сапогах, но сколько добра и мудрости в их глазах!

— В конце 1980–х годов я узнал, что на хуторе в Молодечненском районе живет последний белорусский гусляр Максим Такушевич, — вспоминает Евгений Козюля. — Набрал две сумки аппаратуры, добирался почти пешком под проливным дождем. А в избушке музыканта оказалась тьма кромешная: окна крошечные, а электричество до этого хутора не дошло. Пришлось уйти ни с чем. Но через две недели я вернулся. Когда при свете рассмотрел руки музыканта, удивился: о таких говорят «грабли». Вынес дед свои самодельные гусли и стал кривыми пальцами перебирать тонкие струны. Я онемел: звучала музыка, от которой на глаза накатывались слезы.

Есть у меня серия «Неглюбские ткачихи». Делал ее в 1978 году. Тогда в деревню Неглюбка Ветковского района Гомельской области добраться можно было только на... самолете, дорог не было. Ан–2 не успевал набрать высоту, потому что через 10 минут совершал посадку в д. Речки, а еще через 10 была конечная станция. Несколько дней я работал с замечательными женщинами. На прощание они пригласили меня в гости. Захожу в дом и вижу на стенах... «огород». От пола до потолка растет жито! Оказывается, хозяева недавно сделали ремонт по местным технологиям. Оштукатурили стены глиной, смешанной с ячменем. Зерна прорастали, равномерно вытягивая влагу, и глина, высыхая, не трескалась. «Урожай» потом опадал, а штукатурка оставалась.

Нарочь, Браслав, Хатынь, Чернобыль — фотолетопись этих и многих других памятников природы и истории члены клуба «Мiнск» собирали годами. Как и полтора века назад, нынешние дагерротиписты остались неунывающими странниками. В архиве фотоклуба хранится почти 4 тысячи снимков. Ценность многих — не только высокий художественный уровень, но и то, что они остались единственными свидетельствами давно забытых или вообще малоизвестных событий. Однако демонстрировать уникальные творения негде. О собственной галерее клуб мечтает с момента основания в 1960 году. Думаю, многим бы захотелось увидеть неповторимые коллекции знаменитых мастеров–фотографов Дудкина, Козюли, Жилинского, Васильева, Журавкова, Метелицы, Бойцова, Седых, а также оригинальные снимки, присланные в Минск в 1970 — 1980–е годы со всего мира, в том числе и упоминаемая серия в стиле «ню».

В настоящее время подготовлен проект решения Мингорисполкома о создании галереи на базе фотоклуба. Однако подходящее помещение пока так и не найдено.

Между тем сегодня, как и много лет назад, из желающих стать членом фотоклуба выстроилась настоящая очередь. И несут молодые люди не только компьютерное цифровое фото, но и художественные черно–белые снимки. Именно те, которые истинные ценители светописи называют живыми.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter