Самолет разбившихся надежд

Российский пассажирский лайнер Sukhoi SuperJet–100 разбился в горах в окрестностях столицы Индонезии...

Российский пассажирский лайнер Sukhoi SuperJet–100 разбился в горах в окрестностях столицы Индонезии во время демонстрационного полета. Самолет пилотировал российский экипаж, на борту находились представители индонезийских авиакомпаний и журналисты.


Борт под номером 97004 вылетел 2 мая из Москвы в турне, чтобы показать свои возможности потенциальным покупателям в шести странах Азии. Самолет побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, после Индонезии было запланировано посещение еще двух азиатских стран: Лаоса и Вьетнама. C амбициозным проектом SSJ–100 были связаны основные коммерческие планы и надежды российского гражданского авиапрома.


9 мая во время третьего демополета самолет пропал с экранов радаров через 20 минут после того, как летчик попросил разрешение на снижение на высоту ниже уровня гор, которые самолет облетал. По предварительной версии, он разбился, врезавшись в гору. Создана правительственная комиссия, которая должна выяснить причину трагедии.


— Любой полет, который выполняется за рубежом, готовится в России и экипаж берется наиболее опытный, — считает летчик–испытатель, Герой России Анатолий Кнышов. — Возможно, показания приборов «сбила» предгрозовая обстановка. И еще: у «Суперджета» нет штурвала, там используется джойстик, как на А–320, управление машиной электрическое. Раньше компания–производитель использовала джойстик только для истребителей, где особые перегрузки. Для пилотов пассажирских самолетов это непривычно.


Известный российский специалист по авиакатастрофам, автор книг, посвященных разбору полетов, пилот 1–го класса Владимир Герасимов считает, что причины трагедии не в ошибке пилота, а, скорее всего, в технических неполадках самолета.


Ответы на вопрос, кто виноват, нужны не только для поиска истины: они способны повлиять на судьбу всего российского авиапрома — азиатское турне было первым в истории современной отечественной авиации road show пассажирского самолета. Так, в Астане на борту самолета лично побывал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Одна из пакистанских авиакомпаний заявила о намерении купить восемь «Суперджетов», а Мьянма была готова приобрести два SuperJet–100 уже в следующем году.


Катастрофа «Суперджета» может в определенном смысле означать крушение надежд российской авиационной промышленности на тотальное завоевание зарубежных рынков — 70 процентов новой техники предполагалось продавать за рубеж. Сегодня у компании есть заказы на 332 единицы SSJ–100. Из них 122 заказаны российскими авиакомпаниями — они от заказа не откажутся, как и Армения, которая уже эксплуатирует новинку и заказала восемь новых бортов у «Сухого». Так что максимальные потери могут составить 202 заказа, что эквивалентно 7 млрд. долларов. Подсчитать имиджевые потери не берется никто.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter