Самолет на Неглюбку задерживается на... много лет

НЕГЛЮБКА известна не только ткачеством, но и тем, что в ней проживают переселенцы двенадцати национальностей из бывших стран Советского Союза. Одна из версий происхождения названия этого населенного пункта — нелюбое Богу место. Старожилы вспоминают, что еще до недавнего времени здешние окрестности были глухими и необжитыми, окруженными лесами и болотами. Учитель истории местной средней школы Евгения Езерская рассказывает, что сюда по указу царя ссылали прелюбодеев, в том числе и женщин, причем, согласно преданию, очень красивых. Они прижились там, вышли замуж, родили детей. И не случайно жители соседних деревень уверены, что самые симпатичные девушки — в Неглюбке.

Рушники из этой ветковской деревни идут нарасхват в Германии, Италии и многих других странах

НЕГЛЮБКА известна не только ткачеством, но и тем, что в ней проживают переселенцы двенадцати национальностей из бывших стран Советского Союза. Одна из версий происхождения названия этого населенного пункта — нелюбое Богу место. Старожилы вспоминают, что еще до недавнего времени здешние окрестности были глухими и необжитыми, окруженными лесами и болотами. Учитель истории местной средней школы Евгения Езерская рассказывает, что сюда по указу царя ссылали прелюбодеев, в том числе и женщин, причем, согласно преданию, очень красивых. Они прижились там, вышли замуж, родили детей. И не случайно жители соседних деревень уверены, что самые симпатичные девушки — в Неглюбке.

ПО ВТОРОЙ версии, название деревни обусловлено «казацким прошлым» здешних мест. Говорят, будто бы во время царствования Николая I с Дона сбежали трое казаков — Столбун, Болсун и Неглюб. Они и основали по соседству три поселения — Столбун, Казацкие Болсуны, Неглюбку.

Есть еще несколько научных версий происхождения названия деревни. Кандидат филологических наук Гомельского государственного университета имени Скорины Александр Гоголев считает, что это название первоначально относилось к водному объекту — реке: не-глюб-ка, то есть неглубокая река. Приверженцы еще одной точки зрения утверждают: название походит от места расположения деревни: глева, то есть нет грязи.

КОГДА и откуда пришло в деревню ткачество, уже никто точно и не скажет. Говорят, что привезли его монашки из Киево-Печерской лавры, нарушившие свой обет перед Богом. За это они должны были ткать рушники для церкви. Так ремесло стало распространяться по всей деревне и прижилось накрепко. Считалось, что даже мальчишка хоть раз в жизни да должен был попробовать ткацкое дело. Старинные ткацкие станки стояли практически во всех неглюбских хатах. Потом их выкупили для клуба и создали там учебно-производственный комбинат по ткачеству. Затем комбинат перевели в новую школу, а в Доме культуры оставили кружок, который по сей день посещают восемь детей — шесть девочек и двое мальчишек.

Кстати, в 70-е годы в деревне действовал филиал Гомельской фабрики художественных изделий «Любна». После развала «великого и могучего» предприятие закрыли, и несколько лет о ткачестве в Неглюбке забыли.

— Сегодня любая девочка может запросто сесть за ткацкий станок и сделать салфетку или полотенце, — рассказывает руководитель кружка ткачества при Доме культуры Людмила Ковалева. — Умеют это и мальчишки, только им порой не хватает усидчивости. Зато они с удовольствием ткут полотно, набивают половики.

Что еще интересно: многие неглюбские девушки выходили замуж в другие деревни, но ткачество так нигде больше и не прижилось.

— У нас особая техника, и узоры очень отличаются от тех, которые пробуют в других населенных пунктах, — утверждает Людмила Васильевна. — Такое нельзя сделать на машине, это набирается только вручную. У нас — свои песни, свои обряды, свои костюмы. Они очень выделяются на фоне других населенных пунктов даже нашего района. Неглюбка — это особый уголок на нашей земле.

Валентина Халюкова, Евфросинья Демчихина, Татьяна Хрущева, Людмила Ковалева, Ульяна Соломина… Некоторых из них уже давно нет в живых, но их работы широко представлены в Ветковском музее. Когда-то рушники местных рукодельниц выставлялись на ВДНХ в Москве, неоднократно бывали в Минске. А работу Матрены Короткой приобрел когда-то один из музеев Нью-Йорка.

И сейчас руководитель кружка ткачества «Ниток» Людмила Ковалева часто выезжает с работами неглюбских рукодельниц на областные и республиканские «Дажынкi», «Славянский базар» в Витебске… Неглюбские рушники идут нарасхват в Германии, Италии и многих других странах.

— Приезжают россияне и берут не только себе, но и друзьям и знакомым, — добавляет Людмила Ковалева. — От нас до России всего пять километров.

С позапрошлого года именно в Неглюбке проводится праздник белорусского рушника. В этом году к сентябрю местный центр ткачества планирует сделать серию костюмов, в которых ходили прабабушки. И в таких костюмах будут выступать местные самодеятельные артисты.

В доме Демчихиных до сих пор стоит старинный ткацкий станок. И не просто стоит, а находится в отличном рабочем состоянии. Когда-то на нем еще бабушка Таня ткала приданое для четырех своих дочек. Потом всех их обучила ткацкому мастерству, но девочки выросли, вышли замуж и разъехались кто куда, в деревне осталась только Елена. На первых порах она помогала маме мотать нитки, а сейчас — одна из лучших ткачих, руководит еще одним детским кружком ткачества. В кружке занимается ее дочь Ирина. В январе девочка участвовала в конкурсе по ткачеству «Калядная зорка» и заняла там первое место. Она неоднократно принимала участие в олимпиадах по трудовому обучению и тоже побеждала на многих из них. В этом году Ирина Демчихина заканчивает школу и собирается поступать в университет.

— У нее склонности к математике, — говорит мама. — Пусть учится, а ткачество и любовь к труду ей в жизни всегда пригодятся.

ИСТОРИЯ Неглюбки бережно хранится в музее средней школы. По словам Евгении Езерской, по совместительству директора музея, в конце XIX — начале XX веков деревня была экономически крепким поселением, одним из самых крупных на нынешней Ветковщине, в ней проживали 3300 человек. Было несколько ветряных мельниц, многочисленные пасеки. Крестьяне владели достаточно большими наделами земли, часто имели наемных работников. Кроме ткачества, развивались и другие промыслы: столярство, бондарство, кузнечное дело, токарная обработка дерева…

В колхоз селяне вступали неохотно, с осторожностью. В первом, образованном в 1929 году, насчитывалось всего двенадцать дворов. В середине прошлого века местное хозяйство — совхоз «Дружба» — специализировалось на семеноводстве цветов и овощей, а позже — на семенах кормовой свеклы и входило в состав объединения «Союзсортсемовощ». Теперь в КСУП «Дружба» занимаются растениеводством, налажено производство мяса и молока.

В 80-е годы прошлого века в Неглюбской средней школе насчитывалось около 800 учеников. Сейчас их всего 76, а всех в деревне проживает 900 человек.

Многие выпускники школы остались жить и работать на родной земле. В их числе — нынешний и бывший руководители хозяйства Николай Суглоб и Николай Чварков. Председатель Неглюбского сельисполкома Григорий Кулага — тоже из местных. Деревня гордится своими знаменитыми земляками. Здесь родились и учились Игорь Петришенко — Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России, его коллега в Китае — Виктор Троянов, член Союза художников Беларуси Владимир Короткий, начальник ОВД Мингорисполкома Александр Барсуков, кандидат философских наук Федор Приходько. А выпускница Неглюбской средней школы Галина Шевелева дважды участвовала в финалах конкурса «Мисс Беларусь».

МНОГИЕ не верят, но еще не в такие далекие времена жители Неглюбки в Гомель на самолете летали. Был такой рейс. И фотография в школьном музее — документальное тому подтверждение …

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter